Место налога в налоговой системе РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Место налога в налоговой системе РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В настоящее время одной из основных форм дохода государства и пополнения бюджетов на всех уровнях являются налоги, что делают их необходимой составляющей экономических отношений в обществе. Также с помощью налогов производится распределение и перераспределение валового внутреннего продукта государства, в том числе выделятся необходимая (определенная) часть, которая направляется на обеспечение населения и социальную сферу.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими прямое налогообложение в Российской Федерации, являются[10]:

– Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) – в соответствии с ним устанавливается перечень доходов, подлежащих налогообложению, а также нормативы их зачисления в бюджетную систему Российской Федерации;

– Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) – в соответствии с ним определяются:

– субъект налогообложения;

– объект налогообложения;

– налоговая база;

– налоговый период;

– налоговая ставка;

– порядок исчисления налога;

– порядок и сроки уплаты налога.

Согласно Налоговому кодексу РФ[11] предусматривается одна классификация налогов и сборов – все налоги и сборы, взимаемые на территории РФ делятся на:

– федеральные – это налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории государства;

– региональные – это налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов государства;

– местные – это налоги и сборы, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовым актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с данной классификацией прямые налоги регулируются:

– при поступлении в федеральный бюджет – Налоговым кодексом РФ;

– при поступлении в региональные бюджеты – законами о налогах и сборах субъектов РФ и иными правовыми актами в области налогообложения, но лишь в рамках НК РФ;

– при поступлении в местные бюджеты – правовыми актами в области налогообложения, принятыми органами местного управления, в рамках НК РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта государства.

Функционирование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета соответствующих документов и нормативно-правовых актов, регулирующих прямое налогообложение в РФ. Налоговые органы составляют единую централизованную систему, в задачи которой входит:

– контроль над соблюдением налогового законодательства и всех нормативно-правовых актах о налогах и сборах;

– контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов в соответствующую бюджетную систему;

– контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения иных обязательных платежей в соответствующую бюджетную систему в рамках законодательства РФ.

В указанную централизованную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также его территориальные органы. Соответствующие налоговые органы функционируют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством государства[12].

Таким образом, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими прямое налогообложение в Российской Федерации, являются Налоговый и Бюджетный кодексы РФ, в соответствии с которыми определяются объекты и субъекты налогообложения, а также периоды и х исчисления и т.д. Помимо этого, в зависимости от поступления в бюджетные системы РФ прямое налогообложение регламентируется: Налоговым кодексом РФ (федеральный бюджет), законами о налогах и сборах субъектов РФ и иными правовыми актами в области налогообложения в рамках НК РФ (региональный бюджет), правовыми актами в области налогообложения, принятыми органами местного управления, в рамках НК РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта государства (местный бюджет).

Согласно нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, денежные средства, которые поступают от прямого налогообложения, зачисляются в бюджеты разных уровней[13] (рисунок 3).

Рис. 3. Виды налогов и сборов, зачисляемые в бюджеты РФ

– на прибыль организаций;

– на доходы физических лиц;

– на добычу полезных ископаемых;

– водный налог;

– государственная пошлина;

– за пользование объектами животного мира;

– за пользование объектами водных биологических ресурсов

– на имущество физических лиц;

– земельный налог

– на доходы физических лиц

Бюджет

Федеральный

Региональный

Местный

– на имущество организации;

– транспортный налог;

– на игорный бизнес;

– на доходы физических лиц

При этом, налог на доходы физических лиц зачисляется из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ по нормативу: 85% в региональные бюджеты и 15% в местные.

Исследуем динамику поступления налогов в консолидируемый бюджет Российской Федерации в период с 2015 по 2016 года (таблица 2).

Таблица 2

Поступления прямых налогов в консолидируемый бюджет Российской Федерации
в период с 2015 по 2016 года

п/п

Вид налога

Год, млрд. руб.

Относительное отклонение налоговых доходов, %

2015

2016

1.

Всего налоговых доходов

13788,3

14482,9

5,03

2.

Налог на прибыль

2598,8

2770,2

6,59

3.

НДПИ

3226,8

2929,4

-9,22

4.

НДФЛ

2806,5

3017,3

7,51

Налоговые вычеты и льготы и процедуры их получения

Льготы по налогам и сборам предоставляют собой возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере для отдельных категорий налогоплательщиков и плательщиков сборов.

НДФЛ не облагаются государственные социальные пособия и субсидии, предоставленные на основании положений федерального, регионального или местного законодательства и за счет средств соответствующих бюджетов, например, на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Также не облагаются НДФЛ пенсии и стипендии за исключением случаев, когда пенсии и стипендии выплачиваются организациями за их счет. НДФЛ не облагают алименты и доходы в денежной и натуральной формах, полученные в дар от близких родственников: родителей, детей, братьев и сестер, дедушек, бабушек и внуков. А доходы в виде наследства в принципе не облагаются НДФЛ, независимо от степени родства между наследником и наследодателем. Не облагаются НДФЛ процентные доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам. Полный перечень необлагаемых НДФЛ доходов включает около сотни вариантов и указан в ст. 217 главы 23 части второй Налогового кодекса РФ,

Российское законодательство предусматривает налоговые вычеты: из дохода физического лица, облагаемого налогом по ставке 13 %, вычитается определенная сумма, с которой не взимается НДФЛ. Если доход облагается по ставке 13 %, то, прежде чем рассчитывать налог, доход нужно уменьшить на сумму налоговых вычетов. В зависимости от того, что служит основанием для получения налоговых вычетов, они делятся на стандартные, профессиональные, социальные, имущественные и инвестиционные. Такие вычеты предоставляются только налоговым резидентам Российской Федерации.

Причем вернуть можно только реально уплаченный налог, а если налогоплательщик не платит НДФЛ, то получить вычет нельзя. Например, вычет не сможет получить неработающий пенсионер, безработный или предприниматель, который платит единый налог на вмененный доход либо использует упрощенную систему налогообложения, поскольку все они не платят НДФЛ.

Стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщикам, которые относятся к числу основных получателей социальных льгот. Кроме того, повсеместно распространен стандартный налоговый вычет для родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних детей, а также для их супругов. За каждого ребенка из дохода физического лица вычитается определенная сумма, которая не подлежит налогообложению. Следует отметить, что по состоянию на 2017 год размеры стандартных налоговых вычетов представляли собой чисто символические суммы, от 500 до 3 тыс. рублей. Соответственно, сумма экономии на уплате налога составляет от 65 до 390 рублей. Исключение составляет вычет, который предусмотрен для родителей и усыновителей детей-инвалидов, – 12 тыс. рублей.

Для использования стандартного налогового вычета нужно подать заявление работодателю о подтверждении своего права на него. Если налогоплательщик не работает по найму, заявление нужно подать в налоговый орган вместе с декларацией о доходах.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

Читайте также:  Написать жалобу на детский сад в министерство образования

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

Структура налоговой системы

Итак, налоговая система состоит из трех уровней: федерального, регионального и местного. На каждом из них устанавливаются налоги и прочие обязательные платежи. Соответственно, все они подразделяются на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Что это значит?

В первую очередь, правила применения того или иного налога устанавливаются на уровне, к которому он относится. Одни налоги, например, НДС или НДФЛ, взимаются по единым правилам на всей территории страны. Тогда как основные параметры региональных или местных налогов и сборов устанавливаются на уровне субъекта РФ или муниципального образования. Это относится, в частности, к налогам на имущество организаций и физических лиц.

Следует отметить, что регион либо муниципальное образование действуют строго в рамках Налогового кодекса. Это значит, что они не могут вести собственный налог, не регламентированный на федеральном уровне. Акты субъекта или муниципального образования устанавливают лишь определенные параметры применения того или иного налога — ставки, льготы, периоды и так далее.

Уровнем, к которому относится налог, обусловлена и территория действия правил его применения. Например, ставка регионального налога будет действовать на территории всего субъекта РФ, а ставка местного налога — на территории муниципального образования.


Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов, государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым Кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

· объект налогообложения;

· налоговая база;

· налоговый период;

· налоговая ставка;

· порядок исчисления налога;

· порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов, государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками или плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Объект налогообложения – это объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (сбора).

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Под налоговым периодом понимается период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (сбора).

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу (сбору).

Налоги выполняют следующие функции;

фискальную, распределительную, регулирующею, контрольную и поощрительную.

Фискальная функция заключается в формировании финансовых ресурсов государства.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему налоговых органов и представлены следующими звеньями:

1.Федеральная налоговая служба РФ;

2.Межрегиональная налоговая инспекция;

3.Инспекции по районам и в городах1.

Налоговые органы в своей деятельности руководствуются конституцией РФ, НК РФ, Федеральным законом «О налоговых органах в РФ» и другими законодательными актами.

Главные задачи налоговых органов: Контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет; Валютный контроль в соответствии с законодательством с РФ.

Вопросы отнесенные к компетенции налоговых органов: Регистрация ЮЛ и предприятий.; Право налагать административные штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах.; Право приостанавливать операции предприятий по расчетному счету в банке, в соответствии со ст.7 закона «О налоговых органах в РФ».; Налагать штрафы за нарушение порядка зачисления валютной выручки.; Правило применения контрольно-кассовых машин и регистрация ККС.; Контроль за оборотом алкогольной продукции.

Организация налогового контроля в РФ осуществляется по 2 направлениям:

1.Первичный контроль. Осуществляется на предприятии и включает в себя: а) внутренний контроль (бухгалтерский); б) внутренний аудит; в) внешний аудит.

2.Государственный контроль в лице налоговых органов осуществляется в виде двух проверок: камеральной и выездной, а также в виде системы оперативного бухгалтерского учета налогоплательщиков в налоговых органах.

Камеральная проверка – это проверка на стадии приемки предприятий бухгалтерской и налоговой отчетности. Направления камеральной проверки:

-проверка полноты отчетности т.е. должны быть представлены все расчеты в срок по всем налогам;

-правильность заполнения документов, увязка данных всех форм баланса;

-обоснованность применения предприятием льгот по налогам.

По результатам камеральной налоговой проверки акт не составляется.

Выездная налоговая проверка – проверка первичных бухгалтерских документов непосредственно на предприятии.

Выездные проверки проводятся по плану или графику, в который включаются конкретные предприятия и вопросы, подлежащие проверки.

Предприятия для проверки подбираются по материалам камеральных проверок, сведений о нарушениях, и в соответствии с требованиями не меньше одного раза в три года.

Результаты оформляются актом, в нем указывают конкретные цифровые данные по каждому виду нарушений и суть нарушений со ссылкой на законодательство, дополнительные суммы начисленных налогов, выводы и предложения по устранению выявленных нарушений.

Налогоплательщик вправе рассмотреть и в двухнедельный срок представить письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражений по акту. После двухнедельного срока руководитель инспекции рассматривает акт с учетом объяснений или возражений и выносит решение:

-о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;

-об отказе от привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности;

-о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Контроль за деятельностью предприятий и ФЛ достигается по средством ведения налоговыми органами оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных платежей по каждому плательщику.

Порядок ведения оперативно-бухгалтерского учета определяется Федеральной налоговой службой России.

Учет поступлений и фактически поступивших сумм налогов и финансовых санкций ведется в соответствии с классификацией доходов и расходов бюджетов, утвержденной Министерством Финансов России.

Бюджетная классификация является основанием и методологическим документом, на базе которого должны составляться и использоваться бюджеты всех уровней. Бюджетная классификация предусматривает, что каждый вид налога или другого обязательного платежа зачисляется на строго определенный для него код бюджетной классификации.

В соответствии с бюджетным кодексом РФ, функции по использованию бюджетов возложены на органы федерального казначейства.

Копии платежных поручений передаются по установленной форме в налоговые органы для осуществления учета и контроля за поступлением налогов. Учет начисленных и поступивших сумм налогов с ФЛ ведется лицевых счетах. По состоянию на 01.01 производится сверка расчетов с бюджетом по всем плательщикам. Налоговые органы сверяют данные лицевых счетов с данным бухгалтерских отчетов предприятий и их налоговыми расчетами. На основе данных лицевых счетов составляется реестр по форме №25. На основании этих реестров и данных лицевых счетов налогоплательщиков каждая инспекция по месту регистрации составляется статистическую отчетность о поступлении сумм налогов в бюджет – по форме НМ и по недоимке по платежам в бюджет по форме № 4 НМ .

Распределение налогов по уровням бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги) означает, что данные виды налогов собираются на определенной территории, а элементы налогообложения устанавливаются представительными (законодательными) органами власти соответствующего уровня, сумма же налоговых поступлении не всегда полностью направляется в бюджет соответствующего уровня1. Поступления от ряда налогов распределяются между бюджетами разного уровня либо в соответствии с установленной законодательно разделенной ставкой налога (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц), либо на основе установленных законодательством Российской Федерации постоянных или временных нормативов (определенных долей или процентов) распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня (НДС, земельный налог, налог с продаж и т.д.). При этом суммы налоговых поступлений практически не зависят от статуса налога (федеральный, региональный, местный). Тем более, что законодательные акты, регулирующие взимание того или иного налога зачастую эклектичны. Например, земельный налог является местным, в соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», он вводится представительным (законодательным) органом местного самоуправления, который устанавливает некоторые элементы налогообложения и порядок его взимания. Вместе с тем земельный налог взимается на всей территории Российской Федерации в соответствии с налоговыми ставками, установленными статьей 5 Закона Российской Федерации «О плате за землю» и налоговые поступления распределяются между бюджетами всех уровней в соответствии с нормативами, ежегодно устанавливаемыми федеральным законом о федеральном бюджете. Об эклектичности правового механизма можно говорить и в отношении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, налога на имущество физических лиц и других.

Читайте также:  Выписка лицевого счета из банка

Одновременно важно «повернуть» налоговое законодательство в направлении стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к увеличению налогового потенциала и налоговых усилии, к росту собственных доходов бюджета.

В современных условиях налогооблагаемая база оценивается методом «от достигнутого». Отчетные данные о собранных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования налогах ежегодно экстраполируются на условия следующего бюджетного года. В связи с этим при выравнивании бюджетной обеспеченности территорий не учитываются налоговые усилия региональных и местных властей. Вследствие этого, как субъекты Российской Федерации, так и муниципальные образования заинтересованы не столько в повышении собираемости налогов (хотя это прямая задача территориальных органов Налоговой службы Российской Федерации), сколько в сокрытии налогооблагаемой базы и «выбивании» у вышестоящих органов государственной власти дополнительной финансовой помощи.

Представляется, что в целях повышения заинтересованности всех уровней власти в собираемости налогов, а также для обеспечения достаточного объема налоговых доходов бюджетам всех уровней для исполнения их расходных полномочий, необходимо более последовательно реализовать принципы разделенных ставок налогов и законодательного закрепления на долговременной основе нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня.

В настоящее время по ряду налогов установлены в специальных федеральных законах постоянные нормативы распределения поступлений от них между уровнями бюджетной системы. Это относится в частности, к федеральному налогу — плата за недра, поступления от которого зачисляются равными долями на постоянной основе в бюджеты всех уровней в соответствии с Федеральным законом «О плате за недра».

Поступления от регионального налога — налога с продаж распределяются на основе постоянного соотношения — 40 и 60 процентов между региональным и местным бюджетами в соответствии со статьей 1 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «0б основах налоговой системы в Российской Федерации».

Постоянная пропорция распределения налоговых поступлений между бюджетами разного уровня установлена и в отношении такого регионального налога, как единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» суммы единого налога, уплачиваемые организациями, зачисляются в следующих пропорциях: в федеральной бюджет — 25%. в государственные внебюджетные фонды — 25%, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты — 50%. Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, зачисляются в следующих размерах: в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты — 75% общей суммы единого налога, в государственные внебюджетные фонды — 25%.

Ряд подобных примеров можно продолжить. Их анализ показывает, что законодательное установление постоянных нормативов распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы не зависит ни от статуса налога (федеральный, региональный, местный), ни от его вида (ресурсный, имущественный, налог на потребление).

Определяющим является лишь воля законодателя сделать данные виды налогов, в пределах соответствующих постоянно закрепляемых долей, собственными доходами бюджетов того или иного уровня, И в этом смысле не имеет значения каким является тот или иной налог — федеральным, региональным или местным.

Следует отметить, что по ряду налогов (единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, налог на покупку иностранных денежных знаков на платежных документов, выраженных в иностранной валюте) в соответствующих федеральных законах не установлен отдельно норматив зачисления поступлений от налога в местные бюджеты. Это относится к компетенции субъекта Российской Федерации. По ряду других налогов (в основном федеральных и региональных) нормативы поступлений, от которых в бюджеты разного уровня устанавливаются ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, также не установлены отдельно нормативы зачисления сумм этих налогов в местные бюджеты, кроме зачисления сумм земельного налога в местные бюджеты. Такое положение не способствует формированию нормальных меж бюджетных отношений, в частности, между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованьями. Ситуация несколько улучшились после принятия Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». в соответствии со статьей 7 которого должны быть установлены постоянные нормативы отчислении в местные бюджеты от подоходного налога с физических лиц. Налога на прибыль организаций. Налога на добавленную стоимость, налога на имущество предприятий, акцизов.

Хотя уже на первых этапах применения Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» наметилась негативная тенденция, когда субъекты Российской Федерации, пользуясь предоставленным Законом правом, резко уменьшали доходную часть местных бюджетов наиболее благополучных (с бюджетной точки зрения) муниципальных образований. Действующая модель меж бюджетных отношений до сих пор ориентирована преимущественно ни выравнивание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными частями местных бюджетов. Такая модель не может эффективно работать, поскольку в ней не предусмотрен принцип распределения бюджетных полномочий, отсутствует механизм заинтересованности муниципальных образований в расширении собственных источников доходов местных бюджетов.

На 1 января организация имеет транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке:

– грузовые автомобили с мощностью двигателя 220 л.с. – 28 единиц;

– легковые автомобили с мощностью двигателя 100 л.с. – 10 единиц.

В течение года приобретены транспортные средства и зарегистрированы в ГИБДД: грузовые автомобили с мощностью двигателя 220 л.с. (5 единиц – 11 мая, 4 единицы – 20 августа); легковые автомобили с мощностью двигателя 95 л.с. (5 единиц – 15 сентября).

Рассчитать: общую сумму транспортного налога за год. Указать сроки подачи налоговой декларации и сроки уплаты налога за год.

Решение:

В соответствии с федеральным законом № 110-ФЗ с 1 января 2003 года, отменяются налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев автотранспортных средств. В то же время, с этой даты вводится новый транспортный налог (глава 28 НК РФ). Принцип взимания транспортного налога похож на налог с владельцев автотранспортных средств.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи объектом обложения транспортным налогом признаются автомобили,…, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок определения налоговой базы, устанавливаемый ст. 359 Налогового кодекса Российской Федерации, аналогичен по схеме порядку определения налоговой базы по налогу с владельцев транспортных средств, который содержался в ст. 6 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1.

Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ, Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах:

6,5 руб.* 220 л.с.* 28 автомобилей = 40 040 руб. – организация должна перечислить налог в бюджет за год, за грузовые автомобили.

2,5 руб.* 100 л.с.* 10 автомобилей = 25 00 руб. – организация должна перечислить налог в бюджет за год, за легковые автомобили.

6,5 руб.* 220 л.с.* 5 автомобилей *8/12 = 4 767 руб. — организация должна перечислить налог на приобретенные грузовые автомобили 11 мая.

6,5 руб.* 220 л.с.* 4 автомобилей *5/12 = 2 383 руб. — организация должна перечислить налог на приобретенные грузовые автомобили 20 августа.

2,5 руб.* 95 л.с.* 5 автомобилей *4/12 = 396 руб. — организация должна перечислить налог на приобретенные грузовые автомобили 15 сентября.

40 040 + 25 000 + 4 767 + 2 383 + 396 = 72 586 руб.. — общая сумма транспортного налога.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Система налогообложения и ее основные принципы

Чтобы обеспечить эффективно — работающую систему налогов, необходимо, прежде всего, придерживаться основных требований Налогового кодекса, принципов и деталей. В истории налоговой системы существую 4 принципа построения системы налогообложения:

  • принцип справедливости. Основывается на соответствии налогов налогоплательщика и общим требованиям системы налогов;
  • принцип определенности, когда налогоплательщик осведомлен об условии начисления и сроках уплаты налогов;
  • принцип удобства, предусматривает создание максимально комфортных условий уплаты налогов;
  • принцип экономии, выражается в минимальных затратах налогов по отношению с размером величины поступлений обязательных налогов.

Библиографический список к статье

  1. Борисов А.М. Налоговая система, система налогообложения и система налогов и сборов. Что есть что? // Проблемы формирования и реализации налоговой политики Российской Федерации в условиях рыночной экономики: сборник материалов постоянно действ. науч.-практ. семинара. Курск: КРО РАЮН, КФ МИП, 2003.
  2. Бродский Г.М. Право и экономика налогообложения. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 404 с.
  3. Гуреев В.И. Российское налоговое право. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1997. 383 с.
  4. Иванова В.Н. Оптимизация юридической конструкции налога как одна из проблем совершенствования налоговой системы // Финансовое право. 2005. N 7.
  5. Клементьева Т.Н. Некоторые вопросы налогового администрирования // Финансовое право. 2007. N 9.
  6. Кузнецов Н.Г., Корсун Т.И., Науменко А.М. Налоговое право России: Учебное пособие / Под ред. проф. д. э. н. Н.Г. Кузнецова. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 256 с.
  7. Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Н.А. Шевелева. М.: Юристъ, 2001. 490 с.
  8. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр «ЮрИнфоР», 2001. 360 с.
  9. Малый энциклопедический словарь: в 4 т. / Репринтное воспроизведение издания Брокгауза — Ефрона. М.: ТЕРРА, 1994. Т. 3. 536 с.: ил.
  10. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. М: ИНФРА-М, 2001. 304 с.
  11. Налоги: Учебное пособие / Под ред. Д.Г. Черника. М.: «Финансы и статистика», 1995. 400 с.: ил.
  12. Налоги / Под ред. Д.Г. Черника, изд. 2-е перераб. и доп. М.: «Финансы и статистика», 1996. 690 с.
  13. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: «Аналитика-Пресс», 1998. 608 с.
  14. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2000. 528 с.: ил.
  15. Основы налогового права: Учебно-методическое пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Инвест Фонд, 1995. 496 с.
  16. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. 2-е изд., стереотип. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. 271 с.
  17. Пилипенко А.А. Теоретико-методологические подходы к определению налоговой системы // Финансовое право, 2006. N 7.
  18. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 1996. 192 с.
  19. Соколов Д.В. Институциональные аспекты правового регулирования налоговой системы Российской Федерации // Налоги (журнал). 2006. N 2.
  20. Тарасова В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. 3-е изд., перераб. М.: КНОРУС, 2007. 320 с.
  21. Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: Учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2004. 864 с.
  22. Титов А.С. Исторический очерк о развитии государственно-правового регулирования сферы налогов и сборов в России // История государства и права. 2007. N 12.
  23. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 1998. 429 с.
  24. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 576 с.
Читайте также:  Расчёт декретного отпуска в 2023 году можно выбирать любые года?

Налог на имущество организаций

Уплачивается с имущества, которое стоит, как говорят, «на балансе» организации. В основном, это основные средства и нематериальные активы, а также вложения в ценности, предназначенные для предоставления в лизинг. Налогоплательщиками являются российские и иностранные организации.

Максимальная ставка устанавливается НК РФ (глава 30) и составляет на сегодня 2,2 % от налоговой базы – среднегодовой стоимости имущества, которая рассчитывается в соответствии с правилами бухгалтерского учета. То есть из первоначальной стоимости будет вычитаться начисленная по основным средствам и нематериальным активам амортизация.

Субъекты РФ имеют право определять ставку самостоятельно в указанном пределе. Налог уплачивается четыре раза в год – в виде авансовых платежей по окончании отчетных периодов и самого налога — по окончании налогового периода (года), если иное не установлено субъектом РФ.

Отчетность по авансовым платежам предоставляется по сроку 30 число следующего месяца, а годовая декларация – не позднее 30 марта следующего года.

Комментарий к ст. 12 НК РФ

1. В соответствии со статьей 12 Кодекса на территории Российской Федерации могут устанавливаться, вводиться и взиматься:

— федеральные налоги и сборы;

— региональные налоги и сборы;

— местные налоги и сборы.

2. Признаками федеральных налогов и сборов являются:

— установление налогов и сборов исключительно НК РФ;

— обязательность к уплате таких налогов и сборов на всей территории Российской Федерации.

НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, порядок установления которых, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов определяется настоящим Кодексом.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, указанных в статье 13 НК РФ.

3. Признаками региональных налогов и сборов являются:

а) установление таких налогов и сборов не только настоящим Кодексом, но и законами субъектов РФ о налогах и сборах.

Региональные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов РФ о налогах и сборах;

б) обязательность к уплате таких налогов и сборов на территориях соответствующих субъектов РФ.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных региональных налогов, указанных в статье 14 НК РФ;

в) закон субъекта РФ, устанавливающий новый региональный налог, должен определять следующие элементы налогообложения:

— налоговую ставку — величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения). Налоговые ставки могут быть определены органами власти субъекта РФ лишь в пределах, установленных НК РФ;

— порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с настоящим Кодексом уплата налога производится в наличной или безналичной форме разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах. При этом подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Сроки уплаты налогов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются настоящим Кодексом применительно к каждому такому действию.

Конкретный порядок и сроки уплаты регионального налога устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом применительно к каждому налогу законами субъектов РФ;

— налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера.

Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Льготы по региональным налогам могут быть определены органами власти субъектов РФ лишь в пределах, установленных НК РФ.

Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) законами субъектов РФ о налогах.

Иные элементы налогообложения по региональным налогам (то есть налоговая база, объект налогообложения, налоговый период) и налогоплательщики определяются исключительно НК РФ.

4. Признаками местных налогов являются:

а) установление таких налогов настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах;

б) обязательность к уплате таких налогов на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и специальными налоговыми режимами;

в) при установлении местного налога соответствующий орган в порядке и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, определяет те же элементы налогообложения, что и при установлении региональных налогов (налоговые льготы, налоговые ставки и др.). Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются исключительно настоящим Кодексом. Отмена указанных налогов допускается только после внесения изменений в НК РФ.

6. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы не могут устанавливаться, если они не предусмотрены настоящим Кодексом.

Таким образом, для того чтобы ввести новые федеральные, региональные, местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ, или отменить уже предусмотренные НК РФ, необходимо внести изменения в сам НК РФ.

В то же время из п. 6 настоящей статьи следует сделать вывод и о том, что субъект РФ (и (или) муниципальное образование) не обязан вводить все виды региональных (местных) налогов и сборов, предусмотренных НК РФ.

7. Одним из признаков федеральных, региональных и местных налогов и сборов является обязанность к их уплате на территориях РФ, субъекта РФ и муниципальных образований соответственно.

Однако настоящий Кодекс предусматривает возможность освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, предусмотренных НК РФ, устанавливая специальные налоговые режимы.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 — 15 настоящего Кодекса. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения и др.

Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *