Штраф за перевозку опасных грузов без разрешения на провоз

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за перевозку опасных грузов без разрешения на провоз». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Транспортировать опасные вещества и изделия могут только организации, которые получили лицензию на грузоперевозки и соответствующее разрешение для автомобиля в государственных органах. Каждую перевозку нужно согласовывать с надзорными ведомствами.

Если произошла авария…

Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.

В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.

Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.

Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

  1. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2013 г. N 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре»
  2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ
    «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов

Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:

  • Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
  • Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
  • Отсутствие или ошибки в документации на груз
  • Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
  • Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
  • Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
  • Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
  • Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
  • Нарушения в оснащении ТС
  • Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
  • Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
  • Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
  • Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
  • Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)

Какие разрешения нужно получить для транспортировки опасных грузов?

Чтобы законно перевести опасные грузы, водителю нужно иметь при себе целый пакет документов:

  • Договор перевозки опасных грузов (заключается между заказчиком и перевозчиком);
  • ТТН опасных грузов (товарно-транспортные накладные на товары);
  • Путевой лист с красной пометкой «ОПАСНЫЙ ГРУЗ» (в строках 20 и 21 должен быть указан путь следования ТС с опасным грузом);
  • Паспорт безопасности материала (документ состоит из 16 разделов и содержит требования к производству, доставке, хранению и утилизации вещества);
  • Инструкции для перевозки ОГ (оформляются в письменном виде согласно правилам ДОПОГ);
  • Свидетельство ДОПОГ о допуске ТС (выдает ГИБДД сроком на один год после прохождения ТО);
  • Свидетельство ДОПОГ о подготовке водителя (водитель получает удостоверение после обучения и прохождения экзаменов);
  • Информационные таблички опасности (знак «ОПАСНЫЙ ГРУЗ»);
  • Спецразрешение на перевозку ОГ (выдается на один год в УГАДН по месту регистрации грузоперевозчика).

При перевозке опасных материалов водителю нельзя:

  • нарушать установленный маршрут (любые отклонения нужно в обязательном порядке согласовывать);
  • нарушать скоростной режим;
  • совершать опасные маневры, например, резко тормозить;
  • курить в салоне или возле ТС (курить можно только на расстоянии не меньше 50 метров);
  • обгонять машины и другие ТС, движущиеся со скоростью > 50 км/ч;
  • брать в поездку посторонних лиц (в салоне ТС может быть только второй водитель или лицо, сопровождающее груз);
  • буксировать автомобиль;
  • оставлять ТС без присмотра, например, на неохраняемой парковке.

При возникновении аварии и других ЧП водителю нужно строго следовать инструкции и как можно скорее проинформировать спасательные службы о характере опасного груза.
В каких случаях можно перевозить опасные грузы без разрешений?

Правила ДОПОГ действуют не всегда и не для всех. Вот ряд ситуаций, когда для перевозки ОГ не нужно получать разрешения:

  • Груз перевозит частное лицо для собственных нужд или для последующей продажи в розницу;
  • Перевозится машина и механизм, содержащий ОГ в их внутреннем оборудовании;
  • Транзит ОГ выполняют аварийно-спасательные службы;
  • Происходит срочная транспортировка ОГ при возникновении ЧС;
  • Происходит перевозка газов, содержащихся в топливных баках или баллонах ТС, необходимых для работы холодильного оборудования, обеспечения тяги и т.п.

При автоперевозках опасных компонентов исполнитель обязан получить разрешение органов автотранспортного надзора. Для выдачи такого разрешительного документа компания подтверждает наличие:

  • оснащенного транспорта, приспособленного для перемещения данной категории груза;
  • разработки внутренних инструкций о порядке выполнения таких грузоперевозок, действиях персонала в штатных и нештатных ситуациях;
  • проработки маршрута при определении пути следования с минимальными рисками для остальных участников движения, других людей и экологии;
  • обучения водителей по ДОПОГ с выдачей соответствующего свидетельства;
  • консультанта по БДД, состоящего в штате организации, обученного и аттестованного в установленном законодательством порядке.

Перечисленные меры указывают на безопасность транспортной операции с соответствующим документальным подтверждением.

Предоставление недостоверной документации, отсутствие или использование поддельного разрешения при опасных грузоперевозках не гарантируют соблюдения установленных законодательством норм, имеют риски соответствующих неблагоприятных последствий в случае утечки вещества или аварии при перемещении ОГ.

Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей

В мае 2021 года в Первом кассационном суде общей юрисдикции рассматривали жалобу нижегородского ООО «ТракАльянс». Компанию признали виновной в нарушении ч.1 ст.12.21.2 КоАП и наложили штраф в 400 000 рублей. «ТракАльянс» с решением был не согласен и дважды его обжаловал, но долгой судебной волокитой добился только снижения штрафа до 200 000 рублей.

За что же, собственно, оштрафовали предприятие? Летом 2019 года машина «ТракАльянса» перевозила перекись водорода, то есть опасный груз. И всё было в порядке, за исключением одного: при такой перевозке необходимо было иметь в машине пломбированные огнетушители минимальной емкостью 12 килограммов, а по факту имелся огнетушитель массой всего 6 килограммов и без пломбы. Только за это предприятию выписали огромный штраф.

Кассационный суд, тщательно рассмотрев дело, окончательно признал «ТракАльянс» виновным в нарушении правил перевозки опасных грузов. Несмотря на то, что компания судилась почти 2 года, штраф придется выплатить. (Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13 мая 2021 г. по делу N 16-377/2021.)

Спорные ситуации нарушения ПДД и способы их избежать

Избежать наказания при неверном оформлении документации практически не представляется возможным. Единственное, что можно сделать – в некоторых случаях вместо денежного штрафа отбыть срок в местах лишения свободы и наоборот. Право установить окончательную меру наказания принадлежит суду.

Читайте также:  Наследование земельного участка без межевания

При нарушении правил проезда ТС, при несоблюдении установленных норм парковки, стоянок и остановок тяжесть наказания может во многом зависеть от опыта водителя.

Водители, подкованные в данном вопросе, всегда смогут выкрутиться из ситуации.

Достаточно знающие специалисты в большинстве случаев сумеют убедить инспектора, что дорожная ситуация не позволила поступить другим образом. Если ТС не стало причиной дорожного происшествия, никто не пострадал, документы в порядке, ситуацию чаще всего удается разрешить без особенных потерь.

При нарушении правил транспортировки воздушными и морскими судами обычно удается отделаться административным наказанием, если не были отмечены действия, явно угрожающие безопасности окружающей среды – например, сброс отходов.

Кто несет ответственность за перевозку груза

Перевозчик, то есть транспортная компания или индивидуальный предприниматель, ответственен за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю. В некоторых случаях, если перевозчик не докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить, он может нести ответственность за эти происшествия. Это в частности относится к случаям, когда перевозчик не смог обеспечить правильную температуру, влажность или вентиляцию при перевозке определенного типа грузов.

Опасные грузы 2022: рассматриваем классы опасности и требования к транспорту

Опасные для экологии, жизни и здоровья людей предметы и вещества нужно транспортировать с особой осторожностью и соблюдением правил перевозки опасных грузов (Таблица 1).

Таблица 1. Классификация опасных грузов.

Класс 1 — взрывчатые вещества.

Категория 1.1 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Нитроглицерин, тротил, гранитол.

Категория 1.2 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью разбрасывания, но не создают опасности взрыва массой.

Ручные гранаты, торпеды, мины, боеприпасы.

Категория 1.3 Вещества и изделия, которые характеризуются опасностью загорания, а также либо незначительной опасностью взрыва, либо незначительной опасностью разбрасывания. Либо тем или другим, но не характеризуются опасностью взрыва массой.

Порох, фейерверки, огнепроводный шнур.

Категория 1.4 Вещества и изделия, которые не представляют значительной опасности.

Патроны для ружей и пистолетов, промышленные заряды.

Категория 1.5 Вещества очень низкой чувствительности, которые характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 1.6 Изделия чрезвычайно низкой чувствительности, которые не характеризуются опасностью взрыва массой.

Категория 2.1 — Легковоспламеняющиеся газы — RFG.

Категория 2.2 — Невоспламеняющиеся нетоксичные газы — RNG, RCL.

Углекислый газ, кислород, огнетушители, аэрозоли.

Категория 2.2 — токсичные газы

Класс 3 — легковоспламеняющиеся жидкости.

Краски, клеи, лаки, растворители, спирты, бензин.

Класс 4 — легковоспламеняющиеся твердые вещества, вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию, вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.

Категория 4.1 — Легковоспламеняющиеся твердые вещества — RFS.

Категория 4.2 — Вещества, подверженные самопроизвольному возгоранию — RSC.

Белый и желтый фосфор.

Категория 4.3 — Вещества, выделяющие легковоспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой — RFW.

Класс 5 — Окисляющие вещества и органические перекиси.

Категория 5.1 — Окисляющие вещества — ROX.

Аммоний хромовокислый, алюминий азотнокислый, висмут азотнокислый, двуокись марганца.

Категория 5.2 — Органические перекиси — ROP.

Перекись бензоила, паста флегматизированная; перекись дикумина, перекись ларуоила, технически чистая.

Класс 6 — Токсичные и инфекционные вещества

Категория 6.1 Токсические вещества — RPB.

Мышьяк, никотин, цианиды, пестициды.

Инфекционные вещества — RIS.

Бактерии, вирусы, диагностические образцы.

Класс 7 — Радиоактивный материал.

Категория I — Белая — RRW.
Категория II — Желтая — RRY.
Категория III — Желтая — RRY.

Кобальт, йод, цезий.

Плутоний 239, уран 233

Класс 8 — Коррозионные вещества.

(вещества, которые химическим воздействием вызывают серьезное поражение живой ткани, физический ущерб другим грузам или транспортным средствам).

Серная кислота, кислотные батареи, ртуть.

Класс 9 — Прочие опасные вещества и изделия

Прочие опасные грузы — RMD.

Двуокись углерода твердая (Сухой Лед) — ICE.

Намагниченный материал — любой материал, напряженность магнитного поля которого при упаковывании для воздушной перевозки составляет 0,159 А/м или более на расстоянии 2,1 м от любой точки на поверхности готового грузового места — MAG.

Вспенивающаяся полимерная смола — RSB.

Сухого лёд, полимерные смолы, намагниченные материалы.

Какие штрафы за перевозку опасных грузов.

Штрафы за нарушение правил перевозки опасных грузов изложены в статье 12.21.2 КоАП РФ. Давайте узнаем какие штрафы предусмотрены данной статьёй.

Часть 1 статьи 12.21.2 КоАП РФ :

Перевозка опасных грузов:

• водителем, не имеющим:

– свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы,

– свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов,

Читайте также:  Штраф за превышение скорости Беларусь в 2023 году

– специального разрешения или аварийной карточки системы информации об опасности, предусмотренных правилами перевозки опасных грузов

• на транспортном средстве:
– конструкция которого не соответствует требованиям правил перевозки опасных грузов,

– или на котором отсутствуют элементы системы информации об опасностиб

– либо оборудование или средства, применяемые для ликвидации последствий происшествия при перевозке опасных грузов,

  • либо несоблюдение условий перевозки опасных грузов, предусмотренных указанными правилами

Санкции за транспортирование ОГ при отсутствии документального разрешения

Для транспортирования ОГ необходимо обязательное наличие пакета документов, которые свидетельствуют о законности и соблюдении безопасности осуществления автоперевозки. Рассмотрим, какой штраф за перевозку опасных грузов без стандартизированных допусков, государственных лицензий и правовых разрешений будет наложен на исполнителя и заказчика транспортировки, а также непосредственно на водителя, управляющего автотранспортом с веществами небезопасного класса. Водитель, транспортирующий ОГ, должен иметь при себе следующие бумаги:

  • удостоверение водителя, предусматривающее возможность работать с определённым видом транспорта;
  • маршрутный лист, заверенный уполномоченными лицами и заполненный в соответствии с установленными нормами;
  • допуск на транспортное средство, эксплуатируемое в процессе перевозки;
  • аварийная карта, в которой указаны все нюансы обращения с перевозимыми веществами и информацией о классе их опасности, регламенте обращения с ними;
  • товарно-транспортная накладная;
  • ДОПОГ – допуск Европейского стандарта, санкционирующий возможность транспортирования специальной продукции уполномоченным лицом.

Основные правила перевозки грузов

Согласно общим правилам, при транспортировке любых грузов нужно руководствоваться следующими требованиями:

  • Важно хорошо закреплять груз. Если в процессе движения он упадет на другой автомобиль, отвечать за это придется водителю грузовика, занимающемуся транспортировкой;
  • Груз необходимо закреплять таким образом, чтобы он не нарушал устойчивость транспорта. Если его вес не соответствует нормам автомобиля, нужно выбрать другую, более грузоподъемную технику;
  • Не допускается перевозка крупногабаритного груза, закрывающего водителю обзор и мешающего управлять транспортом в целом;
  • Нельзя допускать, чтобы груз закрывал номерные знаки, поворотники, приборы освещения;
  • Груз не должен чинить помехи окружающим;
  • Нельзя, чтобы перевозимый багаж выступал за края автомобиля более, чем на 1 метр. Если же его длина превышает указанное значение, необходимо обозначить груз специальным знаком, а в ночное время суток дополнительно устанавливаются фонари и световозвращатели;
  • Если груз вступает от края автомобиля более чем на 2 метра, перевозка не допускается. Альтернативный вариант – согласование транспортировки с ГИБДД, располагающимся по адресу старта маршрута;
  • Максимальное ограничение по ширине багажа – 2,55 м. Если же ширина самого транспорта меньше, чем указанное значение, но при этом груз выступает не более чем на 40 см, устанавливать специальные знаки не нужно. Вы остальных случаях опознавательные знаки вешаются спереди и сзади, ночью понадобится установка световозвращателей и фонарей.

Если произошла авария…

Аварии и происшествия с участием транспорта с грузом, предоставляющим угрозу окружающим, бывают серьезными и разрушительными. В них часто погибают или тяжело калечатся люди, водитель и другие участники движения. Произошедшие аварии наносят ущерб экологии и окружающему пространству.

В таких случаях суд может виновника лишить свободы на 2-9 лет, если в аварии погибнут или будут тяжело покалечены люди.

Если за рулем машины с опасным грузом оказался человек в нетрезвом состоянии, с него взыщут до 200 тыс. руб. или на 2 года лишат свободы.

Руководители и собственники транспортных копаний- организаторов маршрута также наказываются за случившиеся аварии и чрезвычайные происшествия в дороге. Юридическим лицам суд может назначить помимо штрафных взысканий компенсации за гибель и увечья людей и нанесение вреда экологии.

В зоне пристального внимания ГИБДД и контролирующих органов

Каждому организатору транспортировки опасных грузов требуется выполнить много работы, прежде чем отправить автомобиль в дорогу. Но выполнить нужно каждый пункт, потому что нарушения караются строго, а внимание ГИБДД на всем протяжении поездки будет повышенным.

Автомобилям с опасными грузами разрешено ездить только по тем дорогам, которые надзирающие органы отметили, как допустимые для передвижения такого рода транспорта.

На участках маршрутов установлены видеокамеры наблюдения за дорожной обстановкой. Водителю не удастся избежать ответственности за нарушения правил дорожного движения.

На каждом посту ГИБДД сотрудники уделяю повышенное внимание транспорту с опасными грузами.

Транспортная компания должна соблюдать правила оформления документации, следить за состоянием автомобильного парка, нанимать на работу опытных водителей, прошедших нужное обучение. При выполнении законодательных требований к правилам перевозки опасных грузов организатор сможет обеспечить безопасную работу в этом сложном направлении.

Перечень документов при перевозке опасных грузов.

Смотрели: 6 519


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *