Права и обязанности судебного пристава ф3 79

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности судебного пристава ф3 79». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы понять правовое положение сотрудников ФССП необходимо углубиться в историю, поскольку в истории современной России, это силовое ведомство является одним из самых молодых. Создана служба по обеспечению исполнения решений судебной власти 1 января 1998 года. В СССР аналога этой службы не существовало. Однако, в истории Российского государства институт судебных приставов существовал уже в первые века становления государственности. Первые приставы появились в Новгородской и Псковской Республиках не позднее начала XII века.

Общая характеристика правового статуса судебного пристава

Основные элементы правового статуса любого субъекта права —

права (полномочия) и обязанности, юридическая ответственность.

Судебный пристав является государственным служащим. Причем судебный пристав является гражданским служащим. Поэтому правовой статус судебного пристава как государственного гражданского служащего включает также ограничения, запреты, правила служебного поведения, поощрения.

Правовой статус судебных приставов определяется в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральном законе «О судебных приставах», Федеральном законе «Об исполнительном производстве».

Правовой статус судебного пристава можно разделить на: 1) общий; 2) специальный.

Общий правовой статус судебного пристава — это его правовой статус как любого государственного служащего. В рамках общего правового статуса судебного пристава рассмотрим центральный его элемент: права и обязанности (табл. 3).

ГЛАВА 3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕММЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества и экономические преобразования: развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения собственностью, появление новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновение и развитие рыночной экономики привело к резкому росту количеств исковых заявлений и соответственно взысканий. Вследствие чего, возникла необходимость организации новой системы принудительного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, что в свою очередь, гарантировало бы реализацию предписаний правовых норм и авторитета судебной власти. Кроме того, к исполнению судебных решений добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», задача по реструктуризации Министерства юстиции Российской Федерации и созданию подведомственных ему федеральных служб завершена. В соответствии с данным указом проведена реорганизация службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральную службу судебных приставов. Под руководством Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки реализована задача по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с новой структурой, задачами и функциями федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции.

Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений, зарекомендовав себя как достаточно действенная правоохранительная структура. Следует учесть, что служба судебных приставов находится в процессе совершенствования. Осуществляются меры по наиболее эффективному и полному исполнению судебных актов и актов других органов, обеспечению установленного порядка деятельности судов. В данный момент служба судебных приставов с указанными задачами успешно справляется.

В целях реализации указанных задач 06 ноября 1997 года была создана служба судебных приставов в системе органов Министерства юстиции Российской Федерациикоторой переданы функции по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Возрождение института судебных приставов позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций, а также явилось эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.

Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах», и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.

Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового положения судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.

В настоящее время данная тема является весьма актуальной, так как в связи с большим ростом числа законов и других нормативно — правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуется в действиях участников гражданского оборота и публично — правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

В связи с вышесказанным изучение правового положения судебного пристава-исполнителя в Российской Федерации является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.

Целью исследования выпускной квалификационной работы является — исследование правового положения судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть исторический аспект формирования и развития института судебных приставов в России.

2.Исследовать права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего, а так же специальноеположение судебного пристава-исполнителя.

3.Определить место и роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.

4.Рассмотреть меры принудительного исполнения применяемые судебным приставом-исполнителем при осуществлении своих должностных обязанностей.

5.Выявить пробелы законодательства, регламентирующего организацию и деятельность службы судебных приставов.

Задачи работы заключаются в изучении, во-первых, понятия службы судебных приставов и их основных признаков; во-вторых, собственно юридическое положение судебного пристава; в-третьих, организации деятельности Федеральной Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, субъекта РФ, организации деятельности территориального отдела Федеральной Службы судебных приставов. Разработка проблем, связанных с правовым положением определяет актуальность данной темы.

Методологическую основу дипломной работы составляет системный подход к изучению данной темы, также используется сравнительный, статистический, исторический, а также функциональный методы исследования.

Правовую основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты затрагивающие правовоеположение судебного пристава-исполнителя.

В работе были проанализированы труды различных ученых правоведов: В.А.Гуреева,А.П.Иващенко, И.Б.Морозовой, А.М.Треушникова, Н.А.Винниченко, А.Ф.Смирнова, С.А.Савченко, И.М. Аставской.и др.

Читайте также:  Выплата почётным донорам в 2023 году когда и сколько в Кирове

Нормативно — правовая база состоит из Федерального закона « О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118- ФЗ (ред. от 25.11.2009) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3590, Федерального закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003(ред. от 01.12.2007)// «Российская газета», N 104, 31.05.2003, Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27.04.2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010)// «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004, Федерального закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009, с изм. от 17.12.2009)// «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849.

Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три раздела, разбитых на параграфы, заключение и список используемых источников.

Правовой статус личности: характеристика, структура, виды. Особенности правового статуса судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов

Проводимая в стране судебная и административная реформы, анализ правовых основ организации и деятельности органов и учреждений юстиции, позволили по-иному взглянуть на правовой статус органов и учреждений юстиции и их работников.

Административная реформа «как комплекс мероприятий государственной власти по совершенствованию организации исполнительного аппарата государства — государственной администрации, её функций, форм и методов деятельности»1 также сказалась на статусе органов, учреждений юстиции и персонала. С одной стороны идёт поиск новых управленческих уровней, структур, с другой стороны — формируется новая нормативно-правовая основа государственно-служебных отношений. В становлении модели управления органов и учреждений юстиции, отвечающей рыночным условиям, сыграли очень важную роль следующие нормативные акты, например, указ Президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года № 642 «О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации»2, указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» , постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 года

№ 1177 «Об утверждении концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации»1, указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»2, указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»4 и др. После реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России» на 2002 — 2006 годы, постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2006 г. № 583 была утверждена новая федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы». Основной целью Программы является повышение качества правосудия, уровня судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций. Для реализации цели Программы необходимо решить следующие задачи: обеспечение открытости и прозрачности правосудия; повышение доверия к правосудию, в том числе путём повышения эффективности и качества рассмотрения дел; создание необходимых условий для осуществления правосудия, обеспечение его доступности; обеспечение независимости судей; повышения уровня исполнения судебных решений. В Программе речь идёт об исполнительном производстве, а это значит, что эффективность данного производства зависит от статуса судебных приставов. Соответственно качество исполнения должностных обязанностей судебных приставов должно быть поднято на новый уровень. Поэтому перед Федеральной службой судебных приставов стоит задача пересмотра объёма прав и обязанностей судебных приставов в целях реализации программных положений, направленных на развитие судебной реформы. В подтверждении этого можно сослаться на Федеральную целевую программу «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы», в которой отмечается, что «уровень принудительного исполнения судебных актов не превышает 52 процентов. Неэффективная система исполнения судебных решений отрицательно влияет на работу судебной системы по рассмотрению и разрешению споров». От реализации положений судебной реформы зависит, каким будет наше государство? Правовым! Или государством, где принятые законы не работают. Соответственно исполнение решений судов является одним из элементов функционирования судебной российской системы.

Ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту своих прав и свобод. «Структуру субъективного права на судебную защиту составляет совокупность определённых законом правомочий субъекта: право-поведение возможность определённого поведения управомоченной стороны, причём гарантированного поведения. Оно проявляется, например, в праве гражданина обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и свобод; право-требование — возможность требовать соответствующего поведения от других лиц. Данное право заключается, в частности, в праве на справедливое рассмотрение дела на основании норм материального и процессуального права; право-притязание — возможность в случае необходимости прибегнуть к мерам государственного принуждения.

Судебный пристав — должностное лицо: теория развития в законодательстве и правовой науке понятия «должностное лицо»

Федеральный закон «О судебных приставах»1 в ст. 3 констатирует, что судебный пристав является должностным липом, состоящим на государственной службе. Кроме данного упоминания в законе понятие «должностное лицо» не раскрывается. В связи с чем, на практике возникают определённые вопросы по статусу судебного пристава. Необходимо отметить, что в теории права до настоящего времени нет единого мнения по теоретическому определению термина «должностное лицо» и периодизации его развития. По мнению СЕ. Чаннова, в истории развития законодательства и правовой науки о должностных лицах можно выделить следующие этапы: 1) до 1917 года, в котором господствовало предельно расширительное толкование понятия «должностное лицо»; с 1917 по 1922 г. — период законодательного закрепления понятия должностного лица, приравненного к понятию «служащий»; 3) с 1922 по 1949 г. — период противоборства расширительной и ограничительной тенденции в развитии данного понятия; 4) с 1949 г. по начало 90-х гг. — период, начавшийся с опубликования статьи Ц.А. Ямпольской, в течение которого вопрос о понятии «должностное лицо» переместился в центр внимания административистов, и ознаменованный принципиальной победой ограничительной тенденции; 5) с начала 90-х тт., в котором, начался процесс переосмысления данного понятия с учётом коренных изменений российского законодательства и фактически новым формированием законодательства о государственной службе . СЕ. Чаннов выделяет пять этапов. М.Д. Омаров в целом соглашается с такой периодизацией, но вносит свои предложения. По его мнению, необходимо внести уточнения по предпоследнему и последнему этапам, так как страна пережила в эти годы серьёзные уроки. Развивался статус негосударственной службы и государственной службы. Законодатели» учёные, практики формировали не только правовую базу, но и работали над её юридической терминологией. В связи с этим М.Д. Омаров считает, что четвёртый этап начался с 1949 г. и закончился в конце 80-х годов. Пятый этап имел место с конца 80-х годов и закончился в конце 1993 годом, когда была принята Конституция Российской Федерации. Шестой этап протекал в рамках 1993 и 1995 годов. Седьмой этап проявил себя в границах времени с 1995 по первую половину 2003 года. Восьмой этап имеет действо со второй половины 2003 года и по наши дни . В основе предложенной периодизации М.Д. Омаровым положено становление и развитие института государственной службы в Российской Федерации.

Институт судебных приставов прошёл сложный путь в историческом развитии. Если рассматривать судебного пристава через понятие «должностное лицо», то можно выделить четыре периода: дореволюционный, советский, переходный, современный.

В дореволюционном периоде лицу, занимающемуся исполнением судебных решений, а также выполняющему различные поручения князя, монастыря, общины и т.д. всегда отводилось место и ему уделялось соответствующее внимание. «Слово «пристав» ещё до XIY-XY вв. означало не столько название определённой должности, сколько выражало исполнение судебной обязанности, и преимущественно отдачу на поруки служилыми лицами. Эти служилые лица, ездившие приставами и дававшие на поруки, назывались разными именами: отроками, мечниками, емцами, дворянами, позовниками, Подвойскими, ходоками, ездоками, а ещё позднее недсяыцикамй. Для различных исполнительных действий держали праведников и доводчиков, затем в грамотах упоминаются ещё вирники и метальщики, ябедники и другие должностные лица» . Во многих княжествах Древней Руси «приставы» выполняли функции, которые не характерны для сегодняшнего института судебных приставов. Например, в Московском княжестве приставы занимались сопровождением иностранных послов, в Новгородском княжестве приставы были людьми, мирившие тяжущихся, они были признаком самостоятельности каждого судьи и его независимости от другого судьи. Однако основная деятельность пристава была напрямую связана с исполнением судебных пошлин и судебных решений. Статья 34 Новгородской Судной грамоты определяет один месяц для уплаты судебных пошлин и исполнения судебного решения. Если за этот срок пошлины не будут выплачены, виновный принуждается к уплате приставами новгородским вече. Приставы участвовали и в проведении следственных действий. Статья 57 Псковской Судной грамоты говорит о таком следственном действий, как обыск, в случае совершения кражи. Лицо, подозреваемое в краже, обязано было допустить в свой двор приставов для обыска. В противном случае оно обвинялось в краже. Судебным приставам достаточно было двое или трое свидетелей для доказательства того, что их не пустили обыскивать двор. Если же приставы сами не выполняли порученное им дело, они отстранялись от выполнения обязанностей, а истец проигрывал дело .

Читайте также:  Как подать жалобу на судебного пристава

Что такое ФССП России и какова ее структура

ФССП РФ – это Федеральная Служба Судебных Приставов Российской Федерации. Орган исполнительной власти, который входит в единую систему министерства юстиции.

Основные функции службы судебных приставов:

  • Следить за безопасностью и обеспечивать порядок в судах;
  • Исполнять судебные акты, вступившие в законную силу, акты других властных государственных органов и должностных лиц;
  • Управлять территориальными органами, входящими в состав ФССП РФ;
  • Вести государственный реестр юридических лиц, которые занимаются возвратом просроченной задолженности (коллекторских агентств);
  • Осуществление государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств.

Кто такой судебный пристав

Не буду изобретать новое определение. Википедия дает его

Но это определение содержит неточность. Оно отражает только одну сторону профессии. А есть еще и другая. Дело в том, что действия судебных приставов регламентируются двумя федеральными законами: № 118 и 229.

Первый из них разъясняет:

  • задачи и требования,
  • права и обязанности,
  • полномочия и др.

Второй закон подробно останавливается на вопросах исполнительного производства:

  • документы и участники,
  • сроки,
  • меры принудительного исполнения и др.

Так вот, согласно закону № 118 есть 2 вида судебных приставов:

  1. По обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если объяснять работу этих людей простыми словами, то они обеспечивают порядок в суде и за его пределами, безопасность всех участников процесса.
  2. Судебные приставы-исполнители – это люди, которые исполняют решение суда по делам об административных правонарушениях.

Более подробно права и обязанности двух категорий госслужащих разберем в отдельном разделе статьи.

Главным органом, который берет на себя функции охраны и обеспечения безопасности в судах, принудительного исполнения судебных решений, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Часто можно встретить аббревиатуры УФССП России, где под “У” скрывается “управление”, и РОСП – это значит районный отдел судебных приставов. Министерство юстиции организует и контролирует деятельность судебных приставов.

История становления этого института уходит к XII веку. Уже тогда люди, которые доставляли ответчиков в суд, обеспечивали охрану и порядок, взыскивали задолженность, наделялись широкими полномочиями. И никогда эта служба не была частной структурой, только государственной. А руководитель ФССП сегодня назначается Президентом РФ.

Меры принудительного исполнения

Некоторые меры принудительного исполнения в последнее время нашли особенный отклик у наших должников и ответчиков по суду:

1. Ограничение на выезд за границу.

Если в течение 2 месяцев после срока, отведенного на добровольное исполнение решения суда, ответчик так его и не исполнил, пристав имеет право запретить выезд должнику за пределы страны.

Требования суда, невыполнение которых грозит закрытием границы:

  • уплата алиментов, возмещение материального и морального вреда потерпевшему по делу, если сумма более 10 000 руб.;
  • требования, которые не связаны с возмещением денег;
  • другие требования, если сумма долга более 30 000 руб.

2. Временное ограничение на управление транспортными средствами (автомобили, водный и воздушный транспорт, мотоциклы, квадроциклы и др.)

Это решение не может быть принято в случае, если транспорт:

  • единственный источник дохода для должника и членов его семьи;
  • единственное средство передвижения в отдаленной местности;
  • используется для перевозки инвалида.

А также, если задолженность по исполнительному листу не более 10 000 руб.

3. Взыскание на имущество должника (деньги, ценные бумаги, другие ценности, движимое и недвижимое имущество).

Оно подлежит изъятию и передаче взыскателю или реализации с целью возмещения долга по исполнительному листу.

Далеко не на все имущество может быть обращено взыскание. Вот некоторые ограничения:

  • жилые помещения на праве собственности, если это единственные пригодные для проживания помещения;
  • одежда и обувь должника, предметы домашней обстановки за исключением предметов роскоши и драгоценностей;
  • имущество, которое необходимо для профессиональной деятельности должника и др.

Перспективы увеличения полномочий

По той причине, что законы о деятельности судоприставов претерпели ряд изменений, инспекторы получили ещё больше полномочий. К примеру, статьи №16-18 ФЗ №118 указывают на возможность применения физической силы и огнестрельного оружия, если того требует ситуация.

Ранее, невозможно было причислить инспектора ФССП к полиции или другим силовым структурам. Теперь, на основании действующих законов Министерство юстиции изъявляет желание сделать службу ФССП элитной. Ввиду этого планируется привлекать на работу молодых, образованных и перспективных специалистов. Ввиду этого, на должность судебного пристава принимаются только граждане с высшим юридическим образованием. Максимум на службе оставят лиц с высшим экономическим образованием, а остальных сократят.

Полномочия судебных приставов

Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.

Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

— осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;

— обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;

— применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;

розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;

участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;

хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;

— формирует и ведёт банки данных, содержащие сведения, необходимые для выполнения задач, возложенных на судебных приставов;

— осуществляет дознание по уголовным делам и производство по делам об административных правонарушениях в пределах своей компетенции;

— осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности.

Права и обязанности пристава-исполнителя выполняются строго с учетом документов, их регламентирующих.

Опираясь на документы, приставы-исполнители обеспечивают распорядок деятельности суда, проведение судебного заседания, также могут быть исполнителями решений судебных актов или решений других органов.

  • обеспечение на судебных заседаниях безопасности судей, других заседателей, прочих участников процесса;
  • охрана зданий, а также судебных помещений и комнат совещаний во время работы;
  • исполнение распоряжений, которые выдает председатель суда, судья, а также председательствующий во время судебного заседания, имеющих прямое отношение к соблюдению порядка во время заседания;
  • применение к осужденному, подсудимому, другим участникам заседания мер, необходимых для законного процессуального принуждения;
  • осуществление проверки помещений перед заседаниями;
  • сотрудничество с военными, которые конвоируют задержанных лиц;
  • привод тех персон, которые не являются в суд;
  • принятие участия в совершении исполнительных мероприятий (только по указанию, выдаваемому судебным приставом).
Читайте также:  Положены ли ясли рожденным в 2023 году

Судебный пристав – кто он и каковы его полномочия

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России подведомственна Минюсту России.

Возглавляет ФССП России директор Федеральной службы судебных приставов — Главный судебный пристав Российской Федерации (далее — директор), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Он руководит Службой в целом (в масштабах Российской Федерации) и ответствен за выполнение стоящих перед ней задач.

Директор имеет заместителей директора Федеральной службы судебных приставов — заместителей Главного судебного пристава Российской Федерации, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Президентом РФ.

В субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях) образованы Федеральные службы судебных приставов субъектов Российской Федерации, возглавляемые в соответствии со ст. 9 Федерального закона «О судебных приставах» Главными судебными приставами субъектов Российской Федерации, которые осуществляют руководство соответствующей службой судебных приставов, координируют и контролируют их деятельность.

В составе Федеральных служб судебных приставов субъектов Российской Федерации действуют районные, межрайонные или соответствующие им территориальные подразделения судебных приставов, возглавляемые в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О судебных приставах» старшими судебными приставами. Данные подразделения являются основным звеном Службы судебных приставов и включают в себя должности судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Правовое положение Службы судебных приставов таково, что фактически возводит ее в ранг правоохранительной структуры, поскольку, исполняя свои служебные обязанности, судебные приставы вправе:

— разыскивать, арестовывать и изымать имущество должников и принадлежащие им денежные средства;

— реализовывать изъятое имущество;

— производить финансовые операции, необходимые для удовлетворения требований взыскателей, законность и обоснованность которых подтверждена судебными актами и актами иных уполномоченных законом органов;

— применять к лицам, не выполняющим требования судов или иных уполномоченных законом органов, меры принудительного характера (приводы, штрафные санкции, представление о возбуждении уголовного дела и др.);

— применять в необходимых случаях огнестрельное оружие и специальные средства;

— привлекать к участию в исполнительном производстве граждан и организации, в том числе работников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.

Функциональные возможности судебных приставов (в сравнении с их предшественниками — судебными исполнителями) значительно возросли, поскольку действующим законодательством не только существенно расширены сфера и организационно-правовые формы их деятельности, но и введена определенная профессиональная специализация.

Одни из них — судебные приставы-исполнители — возбуждают и ведут исполнительное производство, в ходе которого предпринимают все необходимые меры по исполнению решения суда или иного уполномоченного законом органа.

Полномочия судебных приставов-исполнителей имеют несколько иную направленность и состоят в том, чтобы, применив все предусмотренные законом меры принудительного воздействия на лиц, не выполняющих требования суда или иного уполномоченного законом органа, добиться неукоснительного исполнения судебного решения (либо иного акта, вынесенного судом) или решения иного компетентного органа.

Осуществляя данные полномочия, судебный пристав-исполнитель принимает к производству исполнительный лист (либо иной исполнительный документ, предусмотренный законом), возбуждает исполнительное производство и выполняет комплекс мер принудительного характера (исполнительных действий), реализуемых в рамках установленных законом процессуальных процедур.

Права пристава-исполнителя

И права, и обязанности судебного пристава-исполнителя должны соблюдаться в согласовании с законами Российской Федерации. Согласно инструкции, составленной на основании закона, пристав имеет право на:

  • получение при осуществлении действий по исполнению постановления необходимой для работы информации, а также справок и прочих пояснений;
  • раздачу поручений прочим участникам процесса, касающихся совершения действий по выполнению поручения;
  • проверку работодателей на предмет выполнения исполнительных документов, касающихся работников, которые являются должниками, а также на проверку документов, которые ведутся в ходе;
  • проход в помещения, а также хранилища, которые принадлежат должникам или занимаются ими;
  • вскрытие данных помещений и проведение осмотра на совершение действий относительно помещений или хранилищ, которые принадлежат ответственным лицам (на основании решения суда);
  • арест, передачу на хранение, изъятие, реализацию имущества;
  • наложение специального ареста на средства или другие ценности, которые принадлежат должнику;
  • использование техпомещений как временных для хранения имущества, которое было изъято, а также право использования транспорта взыскателя, должника;
  • объявление в розыск человека, за которым числятся долги, а также подачу в розыск имущества этого человека или его ребенка;
  • вызов граждан или официальных лиц в суд по документам, которые находятся в производстве и исполнительным документам.

Присвоение званий судебным приставам

В соответствии с ФЗ РФ от 01.10.2019 №328-ФЗ с 1 января 2020 года в отношении судебных приставов для каждой должности будет предусмотрено присвоение специального звания. Для наглядности можно привести примеры некоторых видов:

  1. Младший начальствующий состав – здесь будут использоваться такие звания, как сержант, младший и старший сержанты, старшина, прапорщик и старший прапорщик.
  2. Средний начальствующий состав – младший и старший лейтенанты, капитан и др.
  3. Старший начальствующий состав – майор, подполковник, полковник.
  4. Высший начальствующий состав – генерал-майор, генерал-лейтенант и др.

Чтобы лучшее понимать, в чем заключаются должностные обязанности пристава-исполнителя, нужно рассмотреть некоторые особенности их позиции.

Судебный пристав — официальное лицо. Он является сотрудником Федеральной Службы судебных приставов, которые призваны обеспечивать порядок, установленный вышестоящими органами. Касается это работы:

  • Конституционного Суда Российской Федерации.
  • Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
  • Верховного Суда РФ.
  • Арбитражных судов и общей юрисдикции.
  • Исполнения судебных актов, мероприятий прочих органов в условиях проведения исполнительного производства.

Что разрешается судебным приставам

  1. Судебные приставы могут обратить взыскание на собственность заемщика. Если у вас есть ноутбук, его могут арестовать и продать на аукционе, а вырученные от сделки деньги внести в счет погашения вашего кредита. Кроме того, могут быть взысканы ваши денежные средства на накопительном счете.
  2. Могут частично изыматься ваши периодические денежные средства (заработная плата, пенсия).
  3. Судебные приставы имеют право контролировать платежные документы заемщика на его месте работы, чтобы удостовериться, что из вашей оплаты труда поступают средства на погашение долга.
  4. Инспекторы могут входить в нежилые помещения, которые принадлежат заемщику, без его согласия на это.
  5. Самостоятельно оценивать имущество должника или привлекать к этому процессу оценщика.
  6. Продавать на аукционе вещи гражданина.
  7. Проводить розыск должника или привлекать органы внутренних дел для поиска ребенка.
  8. Запросить информацию у граждан, которые фигурируют в исполнительном производстве.
  9. Ограничивать передвижение должника за границу.
  10. Если у должника нет собственного имущества, может быть обращено взыскание на долю его имущества. Например, на половину совместно нажитого с супругом жилья или даже 1/5 долю в квартире.
  11. Банк по предписанию приставов обязан перевести деньги с дебетовой карты должника на погашение долга по мере их поступления на карту.
  12. В особых ситуациях применять физическую силу.
  13. Изъять 7% от суммы долга для компенсации исполнительского сбора в пользу инспекторов.
  14. Если должник намеренно скрывается от исполнителей и не реагирует на их извещения, специалисты могут вскрыть квартиру для того, чтобы найти должника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *