Грузоподъемные механизмы правила безопасности в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Грузоподъемные механизмы правила безопасности в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В данный момент (2022 год) допускается эксплуатация промышленного объекта при неполном соответствии требованиям промышленной безопасности. Однако, такое положение дел продлится недолго. С 1 марта 2023 года вступит в силу новый Приказ1 и действителен он будет до 1 января 2027.

Новые ГОСТы по промбезу начинают действовать с 2023 года:

— ГОСТ 34730.2-6-2022 «Приборы электрические бытовые и аналогичного назначения. Испытательный код по шуму. Часть 2-6. Частные требования для сушильных машин барабанного типа».

— ГОСТ 34730.2-1-2022 «Приборы электрические бытовые и аналогичного назначения. Испытательный код по шуму. Часть 2-1. Частные требования к пылесосам для сухой уборки».

— ГОСТ 30333-2022 «Паспорт безопасности химической продукции».

Они разработаны в рамках Программы национальной стандартизации на 2023 год (ПНС-2023). С 1 октября 2022 действуют новые ГОСТы для СИЗ, что непременно скажется на повышении уровня безопасности в производственных процессах.

На какие ПС распространяются требования ФНП (в ред. 2016 г.)

Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

  • краны-экскаваторы;
  • краны-манипуляторы;
  • краны-трубоукладчики;
  • тельферы (тали электроприводные);
  • подъемники (вышки);
  • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
  • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
  • рельсы для передвижения подъемных средств;
  • краны-штабелеры мостовые;
  • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
  • все типы грузоподъемных кранов;
  • строительные подъемники;
  • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.

Стоимость услуг технического освидетельствования ГПМ

Наименование услуги

Москва

Санкт-Петербург

Регионы

Частичное тех. освидетельствование кранов (ЧТО) от 12000 р. от 10000 р. от 10000 р.
Полное тех. освидетельствование кранов (ПТО) от 20000 р. от 15000 р. от 15000 р.

3.1. Обвязку и зацепку грузов допускается производить только в соответствии с графическими изображениями способов строповки грузов.

При строповке грузов необходимо руководствоваться следующим:

— масса и центр тяжести изделий заводской продукции указываются в технической документации завода-изготовителя;

— масса станков, машин, механизмов и другого оборудования указывается на заводской табличке, прикрепленной к станине или раме станка или машины;

— масса, центр тяжести и места строповки упакованного груза указываются на обшивке груза;

— строповка крупногабаритных грузов производится за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные на грузе места в зависимости от положения его центра тяжести.

3.2. Обвязка поднимаемого груза производится стропами, соответствующими массе поднимаемого груза.

3.3. Не допускается производить обвязку и зацепку груза, масса которого неизвестна или превышает грузоподъемность ПС.

3.4. Не допускается соединять разорванные цепи проволокой или болтами, связывать канаты в узел.

3.5. Груз должен быть обвязан таким образом, чтобы во время его подъема и перемещения грузоподъемной машиной исключалась возможность падения его частей (узлов, деталей, запчастей) и обеспечивалось его устойчивое положение.

3.6. После строповки груза для проверки ее надежности груз должен быть поднят на высоту 200 — 300 мм от уровня пола (площадки). Только убедившись в надежности строповки работник, застропивший груз, дает команду на дальнейший подъем и перемещение груза.

3.7. Перемещать груз над рабочими местами при нахождении людей в зоне перемещения груза запрещается.

3.8. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, применяются подкладки и прокладки, предотвращающие повреждение грузозахватных устройств.

3.9. Подъем и опускание груза, а также передвижение ПС должно быть плавным, без рывков и толчков.

3.10. Горизонтальное перемещение груза должно осуществляться на 0,5 м выше встречающихся на пути предметов.

3.11. Крюк подъемного механизма должен быть установлен так, чтобы при подъеме груза исключалось косое положение грузового каната.

3.12. Работник, использующий ПС, управляемые с пола, должен внимательно следить за канатами и обязано приостановить работу ПС в случае сползания каната с барабана, образования петель и при обнаружении их повреждения.

3.13. Погрузка и разгрузка транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.

3.14. Запрещается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или кабине данной автомашины.

3.15. При выполнении погрузо-разгрузочных работ с применением ПС, управляемых с пола, запрещается:

— допускать к обвязке и зацепке грузов посторонних лиц;

— применять грузозахватные приспособления без маркировки;

— поднимать заваленный или примерзший груз;

— перемещать груз волоком;

— освобождать ПС защемленные грузом съемные грузозахватные приспособления (стропы, траверсы и др.);

— поднимать железобетонные и бетонные изделия, не имеющие маркировки массы и поврежденные петли, а также груз, находящийся в неустойчивом положении и в таре, заполненной выше бортов;

— подтягивать и опускать груз на площадку при косом направлении грузовых канатов;

— поднимать неправильно застропленный или застропленный ненадежными захватными приспособлениями груз;

— укладывать груз на электрические кабели, трубопроводы и т. д.;

— выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела;

— допускать полное сматывание с барабанов канатов (на барабане должно оставаться не менее полутора витков, виток крепления каната не учитывается);

Читайте также:  Кто должен сдавать алкогольную декларацию в 2023 году

— чистить и смазывать механизмы во время их работы;

— оставлять груз в подвешенном состоянии, при невозможности опустить груз принять меры к ограждению места нахождения груза.

3.15. Перемещаемый груз должен опускаться только на предназначенное для этого место, где исключается возможность падения, опрокидывания или сползания опущенного груза.

Опасность грузоподъемной техники

Общие правила обеспечения промышленной безопасности в России регулируются положениями федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ. Приложение № 1 к этому нормативному документу содержит критерии, на основании которых промышленные объекты могут принадлежать к категории опасных. Раздел 3) приложения указывает, что одним из классификационных признаков становится присутствие на объекте грузоподъемных механизмов стационарного типа (кроме лифтов и платформ для инвалидов), а также фуникулеров или канатных дорог. Кроме этого, опасными объектами признаются эскалаторы в метрополитене. Согласно приложению № 2 к 116-ФЗ подвесные канатные дороги относятся к III классу опасности, а остальные типы грузоподъемной техники – к IV классу.

Согласно действующему законодательству, все опасные объекты производства подлежат обязательной государственной регистрации в Едином реестре, ведением которого занимается Ростехнадзор. Это требование введено для организации постоянного контроля за их работой, а также учета процедур ремонта, профилактического обслуживания, ликвидации таких объектов и других операций. Информация, содержащаяся в реестре, дает возможность проверить, выполняются ли необходимые меры безопасности при работе с грузоподъемными машинами.

Порядок ведения этого реестра и внесения в него данных о подъемной технике определены отдельным нормативным документом – приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года N 495. Согласно части 15 приложения № 1 к этому приказу, постановке на учет подлежат следующие виды таких машин:

  • места для работы подъемного крана;
  • участки механизации;
  • транспортные участки или гаражи для хранения и обслуживания автомобильной техники;
  • объекты, на которых выполняется работа с применением подъемных сооружений;
  • производственные цеха, помещения или участки;
  • канатные дороги;
  • фуникулеры;
  • выделенные участки метрополитена, на которых эксплуатируется подъемная техника. При отсутствии границ выделенных участков опасным объектом становится весь метрополитен.

1.1. К управлению подъемными сооружениями (далее ПС) с пола и к зацепке груза на крюк допускаются рабочие основных профессий не моложе 18 лет, имеющие первую квалификационную группу по электробезопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, после проведения соответствующего инструктажа и проверки навыков по управлению ПС и зацепки грузов.

1.2. Инструктаж по управлению ПС с пола и зацепки груза на крюк такого ПС проводится специалистом, ответственным за безопасное производство работ с применением ПС, а проверка практических навыков по управлению ПС и зацепки грузов и допуск к работе осуществляется начальником структурного подразделения или его заместителем.

1.3. Рабочие основных профессий, обслуживающие ПС, управляемые с пола и производящие зацепку грузов, должны проходить повторный инструктаж не реже 1 раза в 3 месяца. Повторный инструктаж по электробезопасности проводится не реже 1 раза в 12 месяцев.

1.4. Копию настоящей инструкции хранить в доступном месте для рабочих, допущенных к управлению ПС.

1.5. На территории организации необходимо соблюдать правила внутреннего распорядка, быть внимательным по отношению к движущемуся транспорту.

1.6. Соблюдать установленный на предприятии режим труда и отдыха. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Сверхурочные работы допускаются в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.

1.7. При управлении ПС на рабочего возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

— движущиеся машины и механизмы, воздействие которых могут привести к травме;

— заусенцы и шероховатость на поверхностях перемещаемого груза могут привести к порезам;

— повышенная или пониженная температура воздуха на рабочем месте может привести к простудным заболеваниям;

— недостаточная освещённость рабочего места может привести к заболеванию органов зрения;

— повышенное значение напряжения в электрической сети, может привести к поражению электрическим током;

— разлитая на полу моющая жидкость или масло могут привести к травме.

1.8. При выполнение работ помимо средств индивидуальной защиты полагающиеся по основной профессии, должны применяться дополнительные средства защиты:

Подшлемник под каску

1.9. Рабочий должен получить противопожарный инструктаж, знать свойства и правила обращения с горючими, легковоспламеняющимися и другими опасными грузами, знать правила поведения при пожаре и при обнаружении признаков горения, уметь пользоваться при необходимости средствами пожаротушения на рабочем месте. При работе на оборудовании рабочий должен пользоваться только исправной электроарматурой.

1.10. Рабочий должен уведомить непосредственного руководителя о любом несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья, о неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента до начала работы или во время рабочего дня после обнаружения неисправности. Запрещается самостоятельно устранять какие-либо неисправности.

1.11. Рабочий обязан оказать пострадавшим при травмировании, отравлении или внезапном заболевании первую (доврачебную) помощь, вызвать при необходимости врача.

1.12. Рабочий должен соблюдать правила личной гигиены, перед едой мыть руки с мылом, не принимать пищу на рабочем месте, а использовать для этой цели специальное помещение.

1.13. Рабочий не должен допускать присутствия на своём рабочем месте лиц, не имеющих отношения к его работе.

1.14. При эксплуатации ПС выполнять требования настоящей инструкции.

1.15. Лица, пользующиеся ПС, управляемыми с пола, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ за допущенные ими нарушения требований настоящей инструкции.

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, выбору схем для безопасной работы, безопасным способам управления, планированию работ, выбору кранов и грузозахватных приспособлений, способам монтажа и демонтажа, обслуживанию грузоподъемных кранов, а также подбору машинистов крана (крановщиков, операторов), стропальщиков и сигнальщиков.

Читайте также:  Правила по от на автомобильном транспорте 2023 сравнение

Специальные требования к безопасной эксплуатации отдельных типов кранов могут не соответствовать общим требованиям и могут быть приведены в других стандартах серии.

Настоящий стандарт не распространяется на краны, установленные на плавсредствах (кроме тех, которые установлены на плавсредствах временно) и на ручные краны.

Невыполнение требований настоящего стандарта может привести к увеличению риска безопасной эксплуатации кранов.

14.1 Для производства работ по сносу строений к грузозахватному органу стрелового самоходного крана подвешивают круглую шаро- или грушеобразную гирю (ядро) для разрушения зданий. Поднятое на необходимую высоту ядро приводится в движение включением механизма поворота и при торможении механизма с размаху наносит удар по конструкции сносимого здания, сооружения или другого объекта, вызывая тем самым его разрушение.

Во время операций с использованием ядра на конструкцию стрелы и другие части крана действуют динамические нагрузки из-за движения и ударов ядра. На практике величина динамической нагрузки будет варьироваться в широких пределах в зависимости от способа использования ядра, мастерства крановщика и ударопрочности конструкции разрушаемого объекта. Поэтому рекомендации изготовителей и рабочие нагрузки следует рассматривать только в качестве общего руководства.

Примечание — Некоторые изготовители не рекомендуют использовать свои машины для операций по сносу строений.

14.2 Раскачивать ядро, используя механизм изменения вылета стрелы крана, запрещается.

14.3 Крановщики, участвующие в операциях по сносу строений, должны обладать соответствующими навыками и опытом по использованию оборудования и технических приемов по сносу зданий с помощью ядра, хорошо знать используемый кран и потенциальные опасности, включая причины этих опасностей. Операционные методы следует использовать таким образом, чтобы не вызвать деформаций стрелы крана или опасной ситуации, связанной с нарушением устойчивости крана.

14.4 Для проведения операций с ядром следует ограничиваться только теми машинами, которые были спроектированы для работы с тяжелыми грузами. Масса ядра должна быть всегда меньше грузоподъемности крана для требуемого вылета стрелы и составлять максимум 50% от номинальной грузоподъемности.

14.5 Канат со второго барабана крана (при его наличии) должен также прикрепляться к ядру, чтобы предотвратить непреднамеренное увеличение вылета стрелы, способное привести к перегрузке.

14.6 Ядро должно подвешиваться посредством вертлюга, если нет способа, позволяющего предотвратить закручивание ядра.

14.7 Необходимо предпринять меры по предотвращению соударений ядра с краном и стрелой или другими объектами, не подлежащими разрушению. Чтобы при отпускании ядра не произошло скачка стрелы относительно кабины крана, углы наклона стрелы от горизонтальной оси не должны быть больше 60°. Кран всегда должен иметь ограничители рабочих положений стрелы и надлежащую защиту крановщика от разлетающихся осколков.

14.8 Ядро может использоваться только в том случае, когда кран стоит неподвижно на твердой и ровной поверхности. Кран никогда не должен располагаться внутри разрушаемого строения. При разрушении арок из каменной кладки, подвешенных панелей перекрытия и т.п. нужно следить за тем, чтобы ядро не застревало, поскольку резкое обрушение конструкций может привести к перегрузке крана. При застревании ядра в конструкции его следует опускать до высвобождения под собственным весом, поскольку при движении вверх или выдергивании может произойти обрушение конструкции поверх ядра и опрокидывание крана.

14.9 На практике при операциях с разрушающим ядром используются технические приемы, описанные в 14.11-14.13.

14.10 После выполнения операций, описанных в настоящем подразделе, и перед тем, как вернуться к использованию крана для стандартных грузоподъемных операций, необходимо провести инспекционный контроль и испытательные проверки конструкции и механизмов крана, чтобы удостовериться в его пригодности для дальнейшей эксплуатации.

14.11 Вертикальное сбрасывание ядра

14.11.1 Разрушение объектов вертикальным сбрасыванием ядра достигается путем поднятия ядра вертикально над объектом с последующим отпусканием ядра. Таким образом, ядро падает на объект под действием силы тяжести. Данный способ может быть использован только на кранах с управляемым тормозом механизма подъема, что позволяет произвести сброс ядра.

14.11.2 Ядро поднимают на небольшую высоту, удерживают в данном положении посредством нажатия рычага тормоза подъемника, а затем дают ядру упасть, повторяя операцию до тех пор, пока объект не будет разрушен. Необходимо исключить резкое нажатие на тормоз во время движения ядра во избежание повреждения или опрокидывания крана. Высота подъема ядра может быть увеличена только в том случае, если были определены характеристики идущего под снос объекта и более массивные удары были признаны безопасными.

14.11.3 В случаях, когда точка удара расположена над поверхностью земли или когда под землей пустое пространство, ядро может не попасть в намеченную точку, пройти сквозь объект или отскочить. В таких случаях высота сбрасывания ядра должна быть минимальной и при опускании ядра в намеченное место удара на кране должна оставаться достаточная длина каната, чтобы нажатием тормоза дать ядру остановиться и таким образом обезопасить кран.

Примечание — При выполнении таких операций, как разрушение объектов, часто предпочтительнее сделать серию сильных ударов, вызвав появление множества трещин на объекте, затем производить более легкие удары до тех пор, пока не произойдет обрушение части конструкции, а потом повторить то же самое для оставшихся частей конструкции.

14.11.4 При отсутствии возможности или нежелательности использования крана, позволяющего осуществлять вертикальный сброс ядра, ядро может сбрасываться с помощью механизма быстрого разблокирования. Ядро аккуратно размещают над объектом, подлежащим разрушению. Обычно сбрасывание ядра в таком механизме производится путем дергания (вниз) веревки или шнура. Ядру дают упасть на объект, и, следовательно, необходимо тщательно следить за тем, чтобы ядро оставалось в пределах рабочей зоны и в этой зоне не находились люди. Необходимо также обеспечить надлежащую защиту людей, находящихся за пределами данной зоны, от разлетающихся обломков.

Читайте также:  Кассационная жалоба в верховный суд РФ АПК РФ

14.11.5 Еще одним способом, позволяющим произвести вертикальный сброс разрушающего ядра, является использование электромагнита или грейфера.

14.12 Раскачивание ядра вдоль оси стрелы

Для того чтобы оттянуть ядро в сторону крана, используют дополнительный канат со второго барабана крана, прикрепленного к ядру. Затем натянутый канат отпускают, давая ядру двигаться от крана вдоль оси стрелы по направлению к объекту и наносить по нему удар. Натягивающий канат также используют для управления и ограничения амплитуды раскачивания ядра. Необходимо следить за тем, чтобы не возникало опасности в отношении устойчивости положения крана, если амплитуда колебательного движения ядра в направлении от крана превысит максимальный безопасный рабочий радиус. Область применения этого метода ограничивается невысокими объектами, поскольку ядро нельзя эффективно раскачать в тех случаях, когда оно расположено на высоте, значительно превышающей половину расстояния от имеющейся высоты подъема. Однако это наиболее рекомендуемый метод, поскольку при его применении на кран действуют наименьшие нагрузки.

14.13 Раскачивание ядра поворотным движением

Раскачивание ядра поворотным движением не рекомендуется для применения, поскольку при данном методе стрела и другие элементы крана могут подвергаться воздействию значительных нагрузок на скручивание, которые могут быть снижены исключительно умелыми действиями крановщика.

УДК 621.873:531.2:006.354

МКС 53.020.20

NEQ

Ключевые слова: грузоподъемные краны, безопасность, персонал, эксплуатация

К механизмам крана относятся лебедки, муфты, приводные системы, редукторы и другие функциональные устройства. Механическая часть крана, в которой предусматривается оснащение фрикционными и кулачковыми приспособлениями, обеспечивается и запорными системами. Они предназначены для недопущения произвольного выполнения рабочих действий с изменением скоростного режима. В лебедочных механизмах и стреле учитывается и риск отключения привода без задействования тормоза. Эта вероятность должна быть исключена. Сегодня распространены грузоподъемные краны с двумя приводами, между которыми организуется надежная кинематическая связка. В случае выхода одного из приводов из строя, второй страхует груз от произвольного опускания. Если кран изначально проектируется с возможностью обслуживания взрывчатых, ядовитых и расплавленных опасных веществ, то применение кулачковых и фрикционных муфт не допускается. К исключениям можно отнести два случая:

  • Если механика поворота или передвижения имеет два и более диапазона скоростей.
  • Если речь идет о механике гусеничного крана с общим приводом для обеих гусениц, но с разделенной системой управления ими.

При проведении осмотра выполняются испытания главных частей крана. Испытания бывают статические и динамические. Их цель — проверка качества следующих систем:

  • приборов безопасности;
  • систем управления;
  • тормозов;
  • сигнализации;
  • освещения;
  • крюков и других деталей поддержки грузов;
  • канатов;
  • блоков;
  • конструкции стрелы и ее крепления;
  • путей передвижения устройства;
  • других систем.

Освидетельствование кранов во время проведения статических испытаний предусматривает:

  • проверку грузоподъемности под нагрузкой;
  • осмотр конструкции стрелы и подъемного механизма вместе с канатами.

Цель динамических испытаний — проверка тормозов. Результаты всех испытаний заносятся в паспорт подъемного крана. Указывается дата проведения следующего освидетельствования.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Общие требования для ПС

5. Подтверждение соответствия ПС, на которые распространяются требования Технического регламента ТР ТС 010/2011 и Технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», осуществляется в соответствии с требованиями указанных технических регламентов, а в случаях, указанных в пунктах 260 — 275 настоящих ФНП, — в соответствии с требованиями этих пунктов.
Абзац исключен. — Приказ Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146.
6. Требования настоящих ФНП обязательны для применения на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС, введенных в обращение до вступления в силу Технического регламента ТР ТС 010/2011, а также на другие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС, в части, не противоречащей требованиям законодательства о техническом регулировании.
(п. 6 в ред. Приказа Ростехнадзора от 12.04.2016 N 146)
7. Общие требования к транспортировке и хранению ПС, их отдельных сборочных единиц, материалов и комплектующих для их ремонта, реконструкции и/или модернизации должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС.
8. Общие требования к утилизации (ликвидации) ПС должны соответствовать требованиям руководства (инструкции) по эксплуатации ПС и Технического регламента ТР ТС 010/2011.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *