Когда в организации создают службу охраны труда должность специалиста по охране труда

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда в организации создают службу охраны труда должность специалиста по охране труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Согласно ч. 1 ст. 217 ТК России (далее — Кодекс), служба охраны труда создается на производственных предприятиях, численность персонала которых превышает 50 человек. До внесения изменений в ст. 217 Кодекса законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ минимальная численность, при которой требовалось обязательно создавать службу ОТ, составляла 100 сотрудников. Эта норма сохранена и сегодня в п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации). Однако, поскольку закон превалирует над ведомственными актами, руководствоваться необходимо именно требованиями Кодекса.

Комментарий к Ст. 217 ТК РФ

1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г. N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ. 2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ. 2000. N 2, 3).

3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

Другой комментарий к статье 217 ТК РФ

1. Статья 217 ТК РФ, закрепляя правила организации работодателями системы управления охраной труда, направлена на предоставление работникам дополнительных гарантий по обеспечению безопасных условий труда путем возложения на работодателя обязанности при названных в данной статье условиях принять меры по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.

Часть 1 комментируемой статьи устанавливает обязанность каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 50 работников создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

При этом указанные требования обязательны к исполнению всеми работодателями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии с ч.9 ст.209 ТК РФ производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

В данное понятие включается оказание различных видов услуг, т.е. деятельность не только в сфере материального производства, но и в нематериальном производстве: образовании, здравоохранении, культуре, науке, государственном управлении и других.

В таком случае правовые основы регулирования отношений в области охраны труда относятся к организациям как материального, так и нематериального производства.

Однако в судебной практике имеет место и противоположное мнение. Так, Оренбургский областной суд установил: поскольку администрация муниципального образования «Акбулакский район» производственную деятельность не осуществляет, закон не предусматривает для этой организации обязательное наличие в штате должности специалиста по охране труда, независимо от численности работающих в организации. При этом право определять численность и штат работников согласно трудовому законодательству принадлежит работодателю (подробнее см. апелляционное определение Оренбургского областного суда от 5 июня 2012 года по делу N 33-2999-2012).

С 1 июля 2009 года для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта введен в действие ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», 1LO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems» (1DT) (подробнее см. приказ Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года N 169-ст «О введении в действие межгосударственного стандарта»).

Пункт 2.22 указанного стандарта определяет Систему управления охраной труда (occupational safety and health management system) как набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.

Одним из элементов системы управления охраной труда в организации является служба охраны труда. Структура службы охраны труда в организации, задачи, функции, а также численность ее работников определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти по труду. На сегодняшний день данные рекомендации утверждены постановлением Министерства труда и социального развития РФ (подробнее см. постановление Минтруда РФ от 8 февраля 2000 года N 14 «Об Утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации»).

На основе указанных Рекомендаций работодателю необходимо принять соответствующий ЛНА, регулирующий деятельность службы, например положение о службе охраны труда (подробнее см. комментарий к ст.8).

Должность специалиста по охране труда также вводится работодателем. Для этого работодателю необходимо:
— ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание;
— разработать должностную инструкцию;
— заключить трудовой договор с новым специалистом, либо издать приказ о назначении на должность/ возложении обязанностей.

На должность специалиста по охране труда может быть назначен работник организации, получивший квалификацию в области охраны труда. Как правило, назначают лиц, имеющих квалификацию инженера по охране труда, либо специалистов, имеющих высшее профессиональное (техническое) образование (без предъявления требований к стажу работы) или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника 1-й категории не менее 3 лет (в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, — не менее 5 лет). Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

2. Часть вторая комментируемой статьи предоставляет работодателю, численность работников которого 50 человек и меньше, право создать службу охраны труда или ввести должности специалиста по охране труда с учетом специфики деятельности данной организации. Представляется, что под спецификой деятельности организации в данном контексте следует понимать наличие вредных и/или опасных производственных факторов, а также риска несчастных случаев, аварий и профессиональных заболеваний.

Следует отметить, что работодатель вправе самостоятельно определять необходимость создания службы или введения должности специалиста по охране труда. Так, Приморский Краевой суд, оставляя без изменения решение суда первой инстанции, признавшего требование предписания государственной инспекции труда о введении в штатное расписание учреждения службы охраны труда незаконным, установил, что подобные требования находятся за пределами компетенции государственной инспекции труда, нарушают право учреждения, установленное в ст.217 ТК РФ, самостоятельно определять способы соблюдения требований охраны труда (подробнее см. определение Приморского Краевого суда от 9 августа 2012 года по делу N 33-7047).

3. Согласно ч.3 ст.217 ТК РФ функции службы охраны труда могут осуществлять руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Таким образом, указанная норма не содержит императивного предписания обязательного наличия штатной должности руководителя службы охраны труда, а предоставляет работодателю возможность выбора мер по созданию специального механизма контроля за выполнением требований охраны труда.

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Исключением являются организации, проводящие специальную оценку условий труда. В отношении таких организаций постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года N 599 утвержден порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда.

Согласно ст.19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
— указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
— наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
— наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных п.п.1-11 и 15-23 ч.3 ст.13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ.

Как производится расчет численности сотрудников службы ОТ на предприятии

Общая нормативная численность сотрудников службы ОТ (Чнсот) рассчитывается согласно п. 4 Межотраслевых нормативов по формуле:

Чнсот = Чст1 + Чст2 + … + Чст8,

где:

Чст — численность сотрудников службы ОТ, определенная по таблицам 1–8, содержащимся в подпунктах п. 3.2 Межотраслевых нормативов, в зависимости от производственных факторов, отраженных в статотчетности.

Списочное число сотрудников службы ОТ (Чссот) определяется по такой формуле:

Чссот = Чнсот × Кпр,

где Кпр — коэффициент, который корректирует численность сотрудников службы с учетом их невыходов на работу из-за болезни, по причине отпуска или иным обстоятельствам.

Показатель Кпр рассчитывается по формуле:

Кпр = 1 + Ппр / 100,

где Ппр — процент пропусков работы по данным бухучета.

При этом списочная и штатная численность сотрудников службы ОТ оказываются равными.

Другой комментарий к статье 217 ТК РФ

§ 1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда. У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель. Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 2. С. 252). Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.

§ 2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

§ 3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.

§ 4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Что обязан делать работодатель и отдел ОТ, чтобы обеспечить охрану труда в организации

При выборе мер рекомендуется опираться на Приказ Минтруда России от 1 марта 2012 года № 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков».

В целом руководители совместно со специалистами службы должны придерживаться пунктов ст. 212 ТК РФ, в которой установлены следующие обязанности:

Список мероприятий может пополняться. Если у компании нет финансовых затруднений, охрана труда на предприятии может предполагать проведение дополнительных мероприятий для поддержания здоровья сотрудников. Например, возможна организация санаторно-курортного лечения за счет работодателя, проведение внеочередных обследований в клиниках и т.д.

Приказ о создании службы охраны труда

В приказе о создании службы по ОТ фигурируют следующие понятия:

  • в правом углу прописывается наименование организации, дата утверждения распорядительного документа и дата подписания;
  • в преамбуле прописывается в связи с чем или с какой целью издается приказ, а именно: «На основании требований трудового законодательства и исполнения иных нормативных актов Минтруда»;
  • отступив, по центру, пишется слово: «Приказываю»;
  • далее пишется текст непосредственного документа: «1. Создать службу по охране труда в количестве 5 человек. 2. Структура службы определена в Приложении»;
  • контроль за созданием возложить на главного инженера Матанцева Е.Н.

После согласования документа со всеми заинтересованными лицами, необходимо ознакомить сотрудников, указанных в приказе и иных работников предприятия с созданием службы.

Другой комментарий к статье 217 Трудового Кодекса РФ

Комментируемая статья ТК воспроизводит нормы, закрепленные в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 , в соответствии с которыми на службу охраны предлагается возложить следующие функции:

———————————
Бюллетень Минтруда России. 2000. N 2 — 3.

а) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами;

б) помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности орудий, приспособлений;

в) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

г) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

д) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований по охране труда;

е) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, помощь в реализации запланированных мероприятий;

ж) участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

з) организация и расследование несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

и) оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.) в соответствии с установленными сроками;

к) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, и другие функции.

Службы охраны труда создаются в отраслевых федеральных органах исполнительной власти, являющихся органами управления охраной труда. Кроме того, службы охраны труда должны быть созданы (или введена должность специалиста по охране труда) у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, с численностью более 50 работников. При этом работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики его деятельности.

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее трех лет либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее пяти лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

При отсутствии возможности введения должности специалиста по охране труда работодатель может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста в установленном порядке. При отсутствии у работодателя службы охраны труда либо специалиста по охране труда работодатель вправе заключить договор с организациями, оказывающими услуги в данной области. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Минздравсоцразвития России должно устанавливать перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации.

Читайте также:  Дети войны Пермский край льготы

Структуру службы и численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации (работодатель) в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производства и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 . В службе предусматривается руководитель, который подчиняется непосредственно руководителю организации. Работники службы охраны труда выполняют свои функции в соответствии с должностными инструкциями. Накопленный опыт организации работы служб охраны труда свидетельствует о том, что каждый работник службы отвечает за порученный ему участок работы и осуществляет в этих пределах надлежащий контроль за выполнением требований охраны труда.

———————————
Бюллетень Минтруда России. 2001. N 2, 4.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 238-ФЗ в комментируемую статью внесены изменения, уточняющие полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в части установления правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда.

Комментарии по статье 217 ТК РФ

1. Как уже комментировалось ранее, в связи с утверждением новой структуры федеральных органов исполнительной власти (Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») и разделением полномочий между федеральными органами исполнительной власти в части выполнения федеральными министерствами правоустанавливающих функций и федеральными службами — функций по контролю и надзору, а федеральными агентствами — по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом редакция настоящей статьи претерпела изменения, которые вводятся в действие с 1 января 2005 г.

Слова «федерального органа исполнительной власти по труду» заменены словами «федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда» (Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).

2. Комментируемая статья воспроизводит ст. 12 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

3. В отраслевых федеральных органах исполнительной власти органами управления охраной труда являются создаваемые там службы охраны труда. Создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников. Разграничение, определяемое численностью в 100 человек, видимо, обусловлено тем, что это максимальное число работников, при котором по законодательству предприятие промышленности относится к сфере малого бизнеса. В соответствии с положением данной статьи для средних и крупных предприятий, численность занятых на которых составляет 100 человек и более, вводится одна должность по охране труда. Однако число работающих на предприятии может достигать нескольких сот и даже тысяч человек, и в этой связи введение одной должности специалиста не сможет кардинальным образом решить проблему улучшения охраны труда на предприятии.

4. В организации численностью 100 работников и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики ее деятельности. Руководитель может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста по своему усмотрению. При отсутствии в организации службы охраны труда либо специалиста по охране труда руководитель вправе заключить договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в данной области.

5. В тексте комментируемой статьи ТК в значительной степени нашли отражение позиции, изложенные в Рекомендациях по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденных Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 , в соответствии с которыми на службу охраны предлагается возложить следующие функции:

———————————

Бюллетень Минтруда РФ. 2000. N 3.

а) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами;

б) помощь подразделениям в организации и проведении измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, в оценке травмобезопасности орудий, приспособлений;

в) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией работ по охране труда и контроль за их проведением;

г) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений и с участием уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;

д) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований по охране труда;

е) разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждение производственного травматизма, профессиональных заболеваний, обусловленных производственными факторами, помощь в реализации запланированных мероприятий;

ж) участие в разработке разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

з) организация и расследование несчастных случаев на производстве, а также участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

и) оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда и др.) в соответствии с установленными сроками;

к) составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, и другие функции.

Основные функции службы охраны труда

В обязанности сотрудников службы охраны труда входят самые разные функции, основные из которых предусматривают:

  • осуществление контроля за исполнением положений нормативных требований Минтруда РФ, а также локальных нормативных актов в рассматриваемой области;
  • осуществление аттестации рабочих мест в срок не реже, чем один раз в 5 лет;
  • расследование происшествий на производстве;
  • систематические проверки соблюдения основных правил по охране труда на производстве;
  • расчет графиков, по которым осуществляются медосмотры работников по профессиям и должностям;
  • руководство работой вновь поступающих, а также учащихся и студентов, приступивших к производственному обучению по приказу руководителя учебного заведения;
  • обучение работников правилам безопасного труда на производстве, осуществление вводных, внеплановых, повторных инструктажей;
  • ознакомление работников с положениями инструкций, учебной литературы по вопросам охраны труда на производстве;
  • озвучивание рекомендаций и демонстрация практических приемов в области оказания первой медпомощи пострадавшему на производстве.

Для осуществления порученных им основных функций, работники службы охраны труда, помимо обязанностей, должны обладать и соответствующими правами. Так, для надлежащего выполнения своих основных функций работник имеет право свободного доступа в любые производственные, бытовые, служебные и прочие помещения организации.

Он имеет право предъявлять обязательные для руководства предписания, необходимые для устранения существующих недостатков. Кроме того, сотрудники службы имеют право получения от руководителей различных документов, инструкций, положений по охране труда и нормативных материалов Минтруда РФ по интересующим их вопросам.

Оформляем создание отдела по охране труда

Если работодатель решил создать отдел охраны труда, ему необходимо руководствоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 (далее — Рекомендации).

Чтобы отдел охраны труда мог качественно выполнять свои функции, работодателю необходимо установить оптимальное количество работников этого отдела. Оно определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации и Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях (далее — Нормативы), утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10. В п. 3.1.1 Нормативов говорится, что в организациях с численностью работников более 700 создается бюро охраны труда (три — пять человек) или отдел (от шести человек).

Нормативы охватывают следующие направления деятельности работников службы охраны труда в организации (п. 1.3):

  1. управление охраной труда;
  2. организация работы по:
  • предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
  • проведению аттестации рабочих мест;
  • приведению рабочих мест в соответствие требованиям к условиям и охране труда;
  • проведению инструктажей, обучения, проверки знаний работников в области требований охраны труда;
  • планированию мероприятий по охране труда, составлению статистической отчетности по установленным формам, ведению документации по охране труда;
  1. оперативный контроль за состоянием охраны труда, соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране труда в организации и ее структурных подразделениях;
  2. участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;
  3. расследование и учет несчастных случаев.
Читайте также:  Как оформить завещание у нотариуса документы

Для расчета численности используются таблицы, приведенные в разд. 3 Нормативов. Общая численность работников службы охраны труда определяется суммированием численности по таблицам в зависимости от факторов, установленных по данным статистической и оперативной отчетности (разд. 4 Нормативов).

Статья 214.1. Запрет на работу в опасных условиях труда

Работодатель обязан приостановить работы на рабочих местах в случаях, если условия труда на таких рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к опасному классу условий труда.

Приостановка работ осуществляется до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда.

На время приостановки работ на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, работникам, занятым на таких рабочих местах предоставляются гарантии, установленные частью третьей статьи 216.1 настоящего Кодекса.

Устранение оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда, осуществляется на основе плана мероприятий, который разрабатывает работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Копия утвержденного работодателем плана мероприятий направляется работодателем в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту нахождения работодателя.

Возобновление деятельности работодателя на рабочих местах, указанных в части первой настоящей статьи, допускается только по результатам внеплановой специальной оценки условий труда, подтверждающей снижение класса условий труда.

Установленный настоящей статьей запрет не распространяется на работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Образец приказа о создании службы охраны труда на предприятии:

Общество с ограниченной ответственностью «Общество с ограниченной ответственностью» (ООО «ООО»)

г. Москва

23 января 2016 г.

Приказ № 8

о создании службы охраны труда

В целях организации работ по охране труда в соответствии со ст. 217 ТК РФ

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Создать в ООО «ООО» структурное подразделение – «Отдел охраны труда» с 2 штатными единицами:

– руководитель отдела по охране труда – 1 штатная единица;

– специалист по охране труда — 1 штатная единица.

2. Внести соответствующие изменения в штатное расписание.

3. Начальнику отдела кадров Л.И. Ивановой:

3.1. Подготовить изменения к штатному расписанию и направить его на утверждение в срок до 23.02.2016.

3.2. Разработать Положение о службе охраны труда и должностные инструкции на сотрудников отдела охраны труда в срок до 10.03.2016.

3.3. Представить предложения по укомплектованию службы сотрудниками требуемой квалификации в срок до 20.03.2016.

4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Директор Петров (В.В. Петров)

С приказом ознакомлена:

Начальник отдела кадров Иванова (Л.И. Иванова).

Руководство службой охраны труда организации осуществляется непосредственно руководителем организации или лицом, его замещающим.

Руководитель может поручить обязанности специалиста другому сотруднику организации в рамках работы по совместительству — однако делать это можно только при условии, что численность персонала в компании не превышает 50 человек. И не забудьте внести соответствующие изменения в штатное расписание, подписать с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору и ознакомить его с новой должностной инструкцией.

Характеристика ст. 217 ТК

В её начале прописаны параметры, которым должен удовлетворять наниматель для создания службы охраны труда или введения позиции профильного специалиста. Эти параметры:

  • занятие производством;
  • число занятых сотрудников более 50.

Упомянуто, что специалист по охране труда должен обладать соответствующей квалификацией.

Если численность персонала конкретного нанимателя насчитывает менее 50 человек, то он сам решает вопрос, с учётом отраслевой специфики, о необходимости включения в штат данной службы или специалиста.

В ситуации отсутствия вышеупомянутых служб или специалистов их обязанности выполняет наниматель или уполномоченное им лицо. В статье приведены примеры лиц, могущих осуществлять подобную замену:

  • ИП (лично);
  • глава предприятия;
  • уполномоченный сотрудник;
  • посторонний профильный специалист, действующий по договору.

Отмечено, что профильные организации, предоставляющие услуги по охране труда, в обязательном порядке проходят аккредитацию. Отдельный порядок действует для организаций, проводящих специальную оценку условий труда, для них нормативы аккредитации прописываются соответствующим законодательством.

Указано, что госструктура, отвечающая за госполитику по охране труда, устанавливает следующие параметры аккредитации:

  • список услуг, для оказания которых требуется её прохождение;
  • нормативы аккредитации;
  • параметры соответствующих организаций;
  • нормы надзора за их функционированием;
  • правила приостановки и отзыва документов об аккредитации.

В заключении указано, что устройство службы охраны труда и количество её сотрудников определяются нанимателем с учётом соответствующих рекомендаций госструктуры, отвечающей за проведение госполитики по охране труда.

Рассмотренная статья, как видно из её положений, достаточно подробно разбирает нюансы, связанные с охраной труда на уровне отдельного экономического субъекта. Важнейшая её часть – разделение всех организаций на две категории по численности штата. На основании этого различия и определяется обязательность образования самостоятельного профильного подразделения.

Когда необходимо создавать службу охраны труда?

Вопросы создания и организации деятельности службы охраны труда регламентируются ст. 217 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ), Рекомендациями по организации работы Службы охраны труда в организации, утвержденными Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации), а также другими нормативными актами и документами рекомендательного характера.

Работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны создавать службу охраны труда либо вводить в штатное расписание должность специалиста по охране труда, если соблюдаются следующие условия (ч. 1 ст. 217 ТК РФ):

  • численность работников превышает 50 человек;
  • работодатель ведет производственную деятельность.

К сведению

Под производственной деятельностью понимается совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию. Такая деятельность включает производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг (ч. 9 ст. 209 ТК РФ).

Производственная деятельность осуществляется в разнообразных формах, в разных отраслях экономики физическими и юридическими лицами (организациями). Это деятельность по производству не только материальных, но и нематериальных благ, оказание различных услуг во всех сферах (см. Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст).

Организации, которые не занимаются производством, а оказывают услуги, считают, что нормы ч. 1 ст. 217 ТК РФ на них не распространяются. Однако это не так. Согласно разъяснениям Минтруда России указанные нормы в полной мере распространяется на организации, оказывающие различные виды услуг. Поэтому организации, которые оказывают услуги, обязаны создать службу охраны труда или ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда (письмо Минтруда России от 10.06.2016 № 15-2/ООГ-2136).

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, может создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда — в зависимости от специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217 ТК РФ).

Согласно ч. 3 ст. 217 ТК РФ, если у работодателя нет службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда, их функции выполняют:

  • работодатель — индивидуальный предприниматель (лично);
  • руководитель организации;
  • другой уполномоченный работодателем работник;
  • сторонняя организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

Договор о выполнении функций службы охраны труда можно составить на основе примерной формы, приведенной в приложении к письму Минтруда России от 16.11.1994 № 2207-КВ.

Как организовать службу охраны труда

Служба охраны труда (далее – Служба) подчиняется непосредственно работодателю/его уполномоченному представителю.

При этом работодатель вправе своим решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей руководителя. Он должен быть компетентен в сфере охраны труда: его обязанности по руководству и ответственность за обеспечение функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления охраной труда, должны быть закреплены в локальных актах работодателя и должностной инструкции (с учётом отсутствия конфликта интересов).

Если таких замов нет, служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю.

Службу надо организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения работодателя, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *