Информация защищаемая в режиме налоговой тайны является а разновидностью коммерческой тайны

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Информация защищаемая в режиме налоговой тайны является а разновидностью коммерческой тайны». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В зависимости от того значения, которое имеет информация по отношению к правам, свободам и законным интересам человека, безопасности общества и государства, имеет смысл в настоящее время говорить о разделении всего массива информации на информацию, изъятую из оборота, информацию, находящуюся в ограниченном обороте, и информацию, находящуюся в свободном доступе.

Является ли бухгалтерский баланс налоговой тайной?

Данные из бухгалтерских регистров и бухгалтерская отчетность потенциального контрагента являются коммерческой тайной. Инспекторы должны ограничить доступ к таким сведениям, которые они получили во время проверки компании.

Однако сведения о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за год являются исключением. Это общедоступная информация, которая размещена на сайте налоговой.


Получить только разрешенные законодательством данные о контрагентах можно в сервисе Астрал.СКРИН. Он предоставляет пользователям данные, собранные из официальных реестров, позволяет проверить статус и репутацию предпринимателя.

Разделение информации

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов ее обладателей.

Условия отнесения информации с ограниченным доступом к сведениям, составляющим какую-либо тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливаются федеральными законами.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Основополагающими также являются положения о том, что:

  • обязательно соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;
  • защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне;
  • федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение;
  • информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на этих лиц федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации;
  • информация, составляющая профессиональную тайну, может быть предоставлена третьим лицам в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда;
  • срок исполнения обязанностей по соблюдению конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну, может быть ограничен только с согласия гражданина (физического лица), предоставившего такую информацию о себе;
  • запрещается требовать от гражданина (физического лица) представления информации о его частной жизни, в т.ч. информации, составляющей личную или семейную тайну, и получать такую информацию помимо воли гражданина (физического лица), если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается Федеральным законом о персональных данных.

Налоговая тайна в системе мер защиты конфиденциальной экономической информации

Термин «экономическая информация» достаточно широко употребляется, под ним подразумевают информацию о процессах производства, распределения, обмена и потребления благ. Важнейшими характеристиками и наименьшими смысловыми единицами экономической информации являются показатели и величины, представляющие собой количественные характеристики свойств отображаемых объектов.

В соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

  1. разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
  2. об идентификационном номере налогоплательщика;
  3. о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
  4. предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);
  5. предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Защита конфиденциальной экономической информации позволяет выявить три основных подхода, которые использовались в законодательстве при определении состава сведений, защищаемых в режиме той или иной тайны: первый подход предполагает прямое перечисление в законодательстве сведений, составляющих тайну. Подобным образом определяется состав информации, охраняемой в режиме государственной тайны; второй подход основывается на предоставлении права собственнику (обладателю) информации самому определить состав охраняемых сведений. Данный подход используется в режимах служебной и коммерческой тайн; третий подход вообще не предусматривает установления какого-либо перечня охраняемой информации.

Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, утвержденная Приказами ФСНП России и МНС России соответственно от 12 и 13 октября 2000 г. N ВА-3033 и N БГ-6-24/802, к числу основных задач, решаемых в процессе обеспечения безопасности деятельности налоговых органов, относит выявление каналов утечки из налоговых органов информации, составляющей налоговую тайну. Разглашение информации, составляющей налоговую тайну, определено в качестве одной из основных угроз безопасности деятельности налоговых органов. Внешнюю угрозу в данном случае составляют противоправные устремления криминальных элементов на получение конфиденциальной информации налоговых органов, внутреннюю — нарушение режима обращения со служебными документами и материалами, создающее предпосылки к утечке служебной информации.

Ограничение режима доступа к информации, полученной налоговыми органами, которое было введено путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением указанных сведений, как правило, объясняется специальным правовым статусом информации, составляющей налоговую тайну.

Распространение информации, полученной налоговыми органами, может нанести ущерб интересам как отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организациям, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации.

За прошедшее десятилетие, начиная с 1998 г., с момента введения в действие части первой НК РФ и определения понятия «налоговая тайна» в системе налоговых органов произошли глобальные изменения, в том числе связанные и со значительным увеличением их функций. На расширение сферы деятельности налоговых органов также повлияло вступление в силу следующих Федеральных законов:

  • от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • от 11 ноября 2003 г. N 138-ФЗ «О лотереях»;
  • от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

В настоящее время налоговые органы обладают следующими полномочиями:

  • осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • представляют в делах о банкротстве и процедурах банкротства интересы Российской Федерации;
  • осуществляют контроль и надзор за проведением лотерей, а также за соблюдением организаторами азартных игр требований действующего законодательства.

Функции налоговых органов, предусматривающие ведение единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП), лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также совершение юридически значимых действий для участников гражданского оборота, коренным образом повлияли на основные принципы деятельности налоговых органов.

Кроме того, налоговые органы обладают уникальным опытом сбора и обработки различных сведений, а также их предоставления заинтересованным лицам как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Примером тому является деятельность налоговиков:

  • по выдаче выписок из ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • предоставлению удаленного доступа к указанным информационным ресурсам;
  • реализации запросной системы к сведениям о юридических лицах на сайте Федеральной налоговой службы;
  • размещению на сайте ФНС России сведений о документах, поданных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы организаций, а также сведений, содержащихся в государственном реестре.

На сайте Федеральной налоговой службы РФ размещены реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, реестр лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр, государственный реестр всероссийских лотерей, единый государственный реестр лотерей. Сайт содержит онлайн-сервисы, позволяющие неограниченному кругу лиц найти интересующие их юридические лица, адрес своей налоговой инспекции, а также получить информацию о собственной задолженности по имущественному, транспортному и земельному налогам.

Условия признания налоговой тайной сведений специальной декларации

Определенные сведения, содержащиеся в представленной специальной декларации, могут быть признаны налоговой тайной, но только с учетом установленных условий и нюансов. К ним относятся:

  • эти сведения являются налоговой тайной, без каких-либо исключений и дополнений, в соответствии с действующим налоговым законодательством;
  • факт потери данных сведений, либо их неправомерного разглашения, обязательно повлечет за собой необходимость установления уголовной ответственность за совершенное преступление;
  • данные сведения, содержащиеся в специальной декларации, могут быть получены исключительно у налогового органа, путем подачи письменного запроса от самого лица – автора данной декларации;
  • уполномоченное должностное лицо, которое получило доступ к данным сведениям, не может быть привлечено к какому-либо виду установленной ответственности за отказ от дачи показаний, которые касаются непосредственно той информации, входящей в состав налоговой тайны.

Только при наличии вышеперечисленных условий, сведения и информация, содержащаяся в таком документе как специальная декларация, могут быть официально признаны налоговой тайной.

Только после данного признания за разглашение этой информации может назначаться правомерная ответственность, в зависимости от тяжести и серьезности совершенного правонарушения.

Информация, к которой нельзя ограничивать доступ

Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в Ст.10 того же ФЗ РФ от 27 июля 2006 г. N 149 «Об информации…»:

  • нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
  • информации о состоянии окружающей среды;
  • информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
  • информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
  • иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Примеры разглашения коммерческой тайны

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

  • Предоставление свободного доступа к секретной информации.

  • Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.

  • Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.

  • Взлом компьютерных баз данных.

  • Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

Что не относится к коммерческой тайне?

Не может быть отнесена к коммерческой тайне информация, которая относится к тайной (государственная тайна) или, напротив, открытой информации. Также не могут составлять коммерческую тайну сведения, которые подлежат обязательной публикации, предоставлению по запросу неограниченного круга лиц, а также сведения, относительно которых в законодательстве содержится прямой запрет на распространение на них режима ограниченного доступа (например, не может быть засекречена информация о состоянии окружающей среды, качестве продуктов питания, предметов быта и т.д.).

Кроме того, коммерческую тайну не составляют:

  • учредительные документы, документы, позволяющие заниматься предпринимательской деятельностью и ее отдельными видами;
  • информация по всем установленным формам государственной отчетности;
  • данные, необходимые для проверки расчета и оплаты налогов и других обязательных платежей;
  • сведения о численности и составе работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностям, а также наличие свободных мест;
  • документы об оплате налогов и сборов;
  • информация о загрязнении окружающей среды, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью, а также другие нарушения законодательства и размеры причиненных при этом убытков;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, союзах, объединениях и других организациях, которые занимаются предпринимательской деятельностью;
  • сведения, подлежащие оглашению согласно законодательства.

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Существуют два понятия: «коммерческая тайна» и «конфиденциальная информация». Их можно назвать идентичными. В Федеральном законе от 29.07.2004 № 98-ФЗ заявлено, что:

это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить иную экономическую выгоду.

ВАЖНО! Вводить режим секретности нужно с учетом того, что коммерческая тайна ООО может быть представлена только в виде информации, а не в форме конкретных документов. И охраняются конкретные данные, а не бумаги, где они указаны.

К коммерческой тайне могут быть отнесены любые информационные базы, которые пожелает владелец. Главное, чтобы они не попадали в список исключений, прописанных в статье 5 закона № 98-ФЗ. Например, запрещено засекречивать сведения:

  • содержащиеся в учредительных документах и документах, дающих право осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • о численности и составе работников;
  • о системе оплаты труда и условиях труда;
  • о задолженностях по заработной плате и социальным взносам;
  • о показателях производственного травматизма.

Отметим, что список в законе неполный, и по решению госорганов информация, относящаяся к коммерческой тайне на конкретном предприятии, может стать общедоступной.

В отношении каких сведений можно вводить режим тайны? Некоторые из них перечислены в таблице.

Сфера

Конфиденциальные сведения

Управление

  • о применяемых оригинальных методах управления предприятием;
  • о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства предприятия по организационным, производственным, научно-техническим и иным вопросам.

Финансы

  • об обороте средств;
  • о финансовых операциях;
  • о состоянии банковских счетов;
  • об уровне доходов;
  • о долговых обязательствах.

Безопасность

  • о структуре, составе, материально-техническом состоянии;
  • о порядке и состоянии организации охраны, пропускном режиме, системе сигнализации.

Наука и техника, производство

  • о структуре производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
  • о целях, задачах, программах перспективных научных исследований;
  • о точных характеристиках создаваемых изделий и параметрах разрабатываемых технологических процессов;
  • об условиях экспериментов и оборудовании, на котором они проводились;
  • о материалах, из которых изготовлены отдельные детали;
  • об особенностях конструкторско-технологического и художественно-технического решений, дающих положительный экономический эффект;
  • о способах защиты от подделки;
  • о состоянии программного и компьютерного обеспечения.

Чтобы утвердить режим коммерческой тайны на предприятии, воспользуйтесь пошаговой инструкцией, включающей семь шагов.

Шаг 1. Определить, что такое коммерческая информация, причем именно в вашей организации, и прописать перечень сведений, которые должны охраняться. Дополнительно можно перечислить документы, где содержатся такие данные.

Шаг 2. Издать приказ, в котором назначить ответственных.

Режим коммерческой тайны на предприятии

Разглашение информации, которая составляет коммерческую тайну, – это действие или бездействие, результатом которого информация, составляющая коммерческую тайну, принимающая любые возможные формы (устная, письменная, иная форма, в том числе с использованием технических средств) будет известна третьим лицам в отсутствие согласия обладателя на такую информацию либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Для того чтобы определить меру наказания для сотрудника компании за допущенное нарушение, следует определить каким образом произошло разглашение (утечка) секретной информации.

Отметим, что нарушитель может допустить разглашение секретной информации умышленно или неумышленно.

Рассмотрим основные виды разглашения засекреченной информации:

  • Предоставление свободного доступа к секретной информации.

  • Продажа секретных сведений прямым конкурентам компании.

  • Хищение секретных сведений для извлечения личной выгоды.

  • Взлом компьютерных баз данных.

  • Сбор конфиденциальных данных с использованием незаконных методов (например, несанкционированное проникновение в хранилище, где хранится секретная информация).

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, которая составляет коммерческую тайну, предусматривается ответственность:

  • Дисциплинарная ответственность. При наступлении такой ответственности применяются следующие меры наказания: выговор, увольнение или простое замечание;

  • Материальная ответственность. При наступлении такой ответственности сотрудник компании должен будет возместить убытки, которые были нанесены предприятию;

  • Административная ответственность. При наступлении такой ответственности предполагается наложение штрафа. Для сотрудников компании – 500-1000 рублей, для руководителей фирмы – 4000-5000 рублей;

  • Уголовная ответственность. Такая ответственность применяется в особо тяжелых ситуациях. При этом применяются следующие меры наказания: штраф – от 80 000 до 200 000 руб., принудительные работы, ограничение свободы до 7 лет.

Если разглашение информации было неумышленное, то в этом случае нарушитель привлекается к дисциплинарной, материальной или административной ответственности.

Если секретная информация была раскрыта умышленно и умысел был доказан, то в этом случае виновник привлекается к уголовной ответственности.

  • Налог
  • Бухгалтерский учет
  • Бухгалтерский баланс
  • Оборотные активы
  • Юридическое лицо
  • Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
  • Гражданско-правовой договор (ГПХ)

Коммерческая тайна (commercial secret) – информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании. Обладатель такой информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. В отличие от государственной тайны коммерческая тайна не охраняется с соблюдением лицензированных методов и сертифицированных средств, которые используются при передаче информации от коммерческих структур к государственным.

Читайте также:  Чернобыльская пенсия инвалида с мая 2023 года

Коммерческая тайна — это право предприятий, организаций не разглашать, не сообщать, сохранять в тайне сведения об их производственной, торговой, финансовой, маркетинговой, научно-технической деятельности, обусловленное опасностью нанесения ущерба предприятию.

Предупредительные меры и меры пресечения, применяемые к налогоплательщикам в финансовой сфере, как правило, пред­шествуют осуществлению мер финансовой и правовой ответ­ственности за совершение налоговых нарушений, т. е. опережа­ют реализацию финансовых санкций, наложение администра­тивных и дисциплинарных взысканий, применение уголовного наказания.

Проблема юридической ответственности в сфере налогообло­жения (ответственности за нарушения налогового законо­дательства10) является в настоящее время весьма актуальной и привлекает внимание как ученых-юристов», так и экономис-

тов12. Не остается в стороне от анализа и исследования судебной практики по применению мер финансовой ответственности и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации13. Не остав­ляет, разумеется, равнодушными данная тема и самих налого­плательщиков (физических и юридических лиц).

Проблема ответственности за налоговые правонарушения является комплексной и должна разрешаться посредством ана­лиза и совершенствования действующего административного, финансового, уголовного и гражданского законодательства.

^ Основанием правовой ответственности является правонару­шение, характеризующееся всеми свойственными такому пра­вовому явлению признаками (противоправность, виновность, наличие причинной связи между противоправным действием и непосредственно наступившими его отрицательными послед­ствиями, наказуемость действия или бездействия).

В зависимости от вида и характера правонарушения разли­чаются и виды правовой ответственности. Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дис­циплинарную, гражданскую и материальную ответственность.

Весьма важным является вопрос об основании ответственнос­ти в налоговой сфере — в случае налогового правонарушения. Нарушения налогового законодательства могут служить основа­ниями для привлечения физического либо юридического лица к различным видам правовой ответственности. Следовательно, существует система законодательных и других нормативных актов, устанавливающих финансовую, административную, уго­ловную и дисциплинарную ответственность налогоплательщи­ков за совершенные ими налоговые правонарушения:

— Закон Российской Федерации “Об основах налоговой сис­темы в Российской Федерации” от 27 декабря 1991 г.» (с по­следующими изменениями и дополнениями);

— Закон Российской Федерации “О Государственной налого­вой службе Российской Федерации” от 21 марта 1991 г.15 (с последующими изменениями и дополнениями);

— Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;

— Уголовный кодекс РСФСР;

— Таможенный кодекс Российской Федерации от 18 июня 1993 г. (содержит более 30 статей, в которых законодателем установлена ответственность за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов, пошлин и сборов).

В данной сфере действуют также и другие законы, посвящен­ные отдельным налогам, указы Президента Российской Федера­

ции, иные подзаконные нормативные акты, содержащие разъ­яснения по применению санкций и процедуре реализации мер правовой ответственности за налоговые правонарушения16.

Согласно Закону Российской Федерации “Об основах налого­вой системы в Российской Федерации” основанием ответствен­ности налогоплательщика и органа Государственной налоговой службы является совершенное ими правонарушение, состоящее в неисполнении либо ненадлежащем исполнении налогопла­тельщиком обязательств перед бюджетом, либо в нарушении органом (должностными лицами) Государственной налоговой службы прав и интересов налогоплательщика (п. 7 ст. 11).

В законе о конфиденциальной информации сказано немного. Таковыми признаются любые сведения, которые стали известны третьим лицам и разглашение которых запрещено правообладателем этих сведений (п. 7 ст. 2 закона № 149-ФЗ «Об информации…»). Конфиденциальными могут быть, например, сведения о личной жизни, служебная информация, сведения связанные с коммерческой деятельностью ( Указ Президента № 188).

Иными словами, конфиденциальность – понятие общее. Это некий правовой режим, обязывающий к неразглашению информации любого характера, если ее обладатель считает ее конфиденциальной. То есть, запретил третьим лицам, которым она стала известна, ее разглашение. Конечно, конфиденциальными могут быть и сведения коммерческой тайны.

По ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» (ФЗ № 98), таковыми признаются любые корпоративные и коммерчески-ценные сведения, которые в силу их секретности для третьих лиц позволяют правообладателю получить материальную выгоду. Например, повысить прибыль или уменьшить расходы на производство продукции. Но становится информация коммерческой тайной (КТ) только после того, как в ее отношении будет введен специальный режим защиты.

Получается, вот в чем разница: КТ – это всегда конфиденциальная информация. Но конфиденциальная информация – далеко не всегда является КТ.

Может показаться, что понятие «коммерческая тайна» применимо только для небольшого круга предприятий. Но, на самом деле, сфер деятельности, которые могут извлечь пользу от введения в своей организации режима конфиденциальности, множество. Это могут быть производственные предприятия или небольшие мастерские, не желающие разглашать технологические процессы, всевозможные компании, занимающиеся изготовлением одежды, мебели, украшений, то есть предлагающие оригинальные товары на рынке.

Онлайн-бизнесменам тоже стоит задуматься о последствиях, которые повлечет за собой утрата информации. Например, почти у каждого предпринимателя в сети есть помощник, который занимается электронной рассылкой, ведет сайт, общается с заказчиками, то есть имеет полный доступ к базе клиентов, а также к записям вебинаров, тренингам и другим рабочим материалам. А очень часто работодатель и его работник даже не знают друг друга в лицо. Поэтому, как бы хорошо предприниматель ни относился к своему помощнику, чтобы обезопасить себя от утечки информации, работодатель и его наемный сотрудник могут подписать документ, запрещающий распространение сведений, составляющих коммерческую тайну.

Применять понятие «коммерческая тайна» можно и нужно при работе с контрагентами. Например, компания или ИП поручает провести рекламную кампанию в соцсети какой-то фирме. Для этого исполнителю передаются в пользование сведения, являющиеся уникальными или конфиденциальными. Не окажется ли эта информация после выполнения заказа у конкурентов? Никто гарантировать не может. Для всех перечисленных организаций потеря информации означает финансовые убытки и в некоторых случаях полную утрату уникального торгового предложения. Когда нарушение уже совершено и приходит осознание потери годами наработанных материалов, что-то исправить, как правило, уже невозможно. Единственный способ защитить себя от утечки информации — подумать об этом заранее и предусмотреть способы охраны важных сведений. Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» регламентирует все действия, связанные с применением этого термина, а также позволяет защитить бизнесмена, пострадавшего из-за утечки данных, правда, только в том случае, если соблюдены все юридические аспекты использования данного понятия.

Определяя, что именно считать коммерческой тайной в своем проекте, не забывайте, что не любые сведения, которые хотелось бы скрыть, могут попасть в этот разряд. Информация, которая не может быть причислена к секретной:

  • Данные из учредительных документов, сведения о внесении в государственные реестры и о возможности вести предпринимательскую деятельность.
  • Список людей, имеющих право представлять проект или компанию без доверенности.
  • Экологическая, санитарная, противопожарная обстановка в организации, а также условия охраны труда сотрудников, случаи травматизма и заболеваемости из-за профессиональных нагрузок.
  • Материально-техническая база организации, состав и численность работников.
  • Наличие вакансий в организации.
  • О задержках выплаты заработной платы.
  • О правонарушениях и установленной ответственности.

Правовой режим доступа к конфиденциальной налоговой информации

По общему правилу, установленному ст. ст.10, 12 Федерального закона № 24-ФЗ, государственные информационные ресурсы являются открытыми и общедоступными. Пользователи — граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения — обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцами этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, которая в свою очередь, как уже отмечалось, подразделяется на информацию, составляющую государственную тайну и конфиденциальную информацию.

Ранее мы уже установили, что информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является одной из разновидностей конфиденциальной экономической информации. Следовательно, доступ к ней должен быть ограничен. Такое ограничение составляет основу правового режима защиты соответствующей информации. В этой связи необходимо установить правовое значение термина «режим».

Основываясь на этимологическом толковании слова «режим» предлагается понимать его, как установленный порядок жизни и деятельности для достижения каких-либо целей.

В юридической литературе правовой режим определяется и как социальный режим некоторого объекта, закрепленный правовыми нормами и обеспеченный совокупностью юридических средств1, и как порядок регулирования, который выражен в комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязыва-ний, создающих особую направленность регулирования2. Имеется также утверждение, что правовой режим это одновременно есть: права, обязанности и ответственность; система мер, которая используется для достижения поставленных целей; система правового воздействия, состоящая в специфике приемов регулирования и его механизма3. Существует и версия, что правой режим есть особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании правовых средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъекта права4.

Следует также принять во внимание отраслевую принадлежность правовых режимов. В одной из своих работ Д.Н. Бахрах отмечает, что «правовой режим отрасли права представляет собой совокупность юридических средств регулирования — отраслевой юридический инструментарий, — опосредованных отраслевым методом правового воздействия и базирующихся на принципах, специфичных для данной отрасли»1.

Читайте также:  Молодая семья 2023 сертификаты когда начнут выдавать

В этой связи интерес представляют определения тех или иных режимов в действующем законодательстве. Например, согласно ст. 18 ТК РФ таможенный режим это — совокупность положений, определяющих для таможенных целей статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Во всех приведенных выше определениях режим, так или иначе, определяется как совокупность, система или сочетание правовых средств, мер и положений. Полагаем, что какой-либо режим действительно возможен лишь при установлении совокупности взаимосвязанных между собой положений, имеющих общий предмет правового регулирования. Ограничение доступа к информации, составляющей налоговую тайну, также базируется на совокупности соответствующих положений.

Уже упоминавшаяся Концепция обеспечения безопасности деятельности налоговых органов федеральными органами налоговой полиции, определяет защиту информации, прежде всего, как принятие мер по обеспечению сохранности информационных ресурсов налоговых органов от незаконного распространения, искажения или уничтожения. С учетом этого режим доступа к информации, составляющей налоговую тайну, можно определить, как совокупность правовых положений, обеспечивающих сохранность соответствующих информационных ресурсов.

Правовую основу этого режима составляют положения, закрепленные в ст. 102 НК РФ. В соответствии с ними налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами налоговой полиции, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Поступившие в налоговые органы, органы налоговой полиции, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС России, органами государственных внебюджетных фондов, ФСНП России и ГТК России.

Принимая во внимание то, что основной массив информации, составляющей налоговую тайну, является составной частью информационных ресурсов налоговых органов, следует обратиться к анализу соответствующих ведомственных актов МНС России. Так, Порядок предоставления налоговыми органами конфиденциальной информации, утвержденный приказом МНС РФ от 3 октября 2000 г. N БГ-3-24/346, определяет, что предоставление конфиденциальной информации налоговыми органами осуществляется на основании письменных мотивированных запросов, оформленных на официальных бланках, за подписью уполномоченного должностного лица, если иное не предусмотрено законодательством или соглашениями об обмене информацией. Указанные запросы не подлежат исполнению в случаях когда: предоставление конфиденциальной информации не предусмотрено законодательством, совместными соглашениями и приказами МНС России и сторонних организаций; налоговые органы не располагают в готовом виде запрашиваемыми статистическими или информационно-аналитическими сведениями.

Конфиденциальная информация, содержащаяся в едином государственном реестре налогоплательщиков, предоставляется в порядке, предусмотренном Правилами ведения единого государственного реестра налогоплательщиков. Например, самим налогоплательщикам предоставляются сведения о них, носящие конфиденциальный характер — в двухмесячный срок после представления установленной законодательством годовой налоговой отчетности за прошедший год. Конфиденциальная информация из реестра предоставляется также правоохранительным и судебным органам в пределах их компетенции с учетом требований законодательства по защите информации.

В целях сохранения конфиденциальности получаемой налоговыми органами информации о налогоплательщиках, правоохранительным органам, при направлении запросов о предоставлении сведений, составляющих налоговую тайну, необходимо указывать конкретные обстоятельства, в связи с которыми, возникла необходимость в получении указанных сведений, и мотивировать, что необходимость в предоставлении данной информации связана с исполнением обязанностей, возложенных на запрашивающее должностное лицо.

Способы защиты коммерческой информации

Прежде чем внедрять средства защиты чувствительных дынных, важно конкретизировать объект и предмет защиты.

В качестве объекта защиты в данном случае выступает информация, которая связана с функционированием компании и представляет финансовый и стратегический интерес для конкурентов, или – другими словами – коммерческая тайна.

Под предметом защиты понимаются носители информации, на которых фиксируются сведения, составляющие коммерческую тайну, включая бумажные и электронные документы; внешние накопители информации; другие устройства хранения и передачи данных.

Качественная защита коммерческой тайны подразумевает комплекс мер, объединяющий несколько направлений. Без комплексного подхода возможно нарушение конфиденциальности стратегических сведений коммерческого характера, в том числе:

  • кража;
  • хищение;
  • утечка;
  • фальсификация;
  • несанкционированное распространение сведений, представляющих интерес для компаний-конкурентов.

Для обеспечения конфиденциальности финансовой информации и защиты коммерческой тайны компании сочетают технические средства с мерами правовой защиты, организационными и социально-психологическими инструментами.

Штраф за нарушение условий тайны

Закон разрешает наказывать обидчика за нарушение условий коммерческой тайны. Можно взять деньги или добиться уголовного срока. Мы не будем говорить о сроке, лучше поговорим о деньгах.

У компании два варианта: получить возмещение убытка или конкретную сумму. Скорее всего, просто так обидчик деньги не отдаст, поэтому придется судиться.

Суд определяет, сколько получит компания. Для этого он слушает аргументы обидчика и компании, которая потеряла секреты. Если компания хочет возмещение убытка, придется доказывать, что она потеряла деньги из-за разглашения секрета, а не по другим причинам.

Магазин закупается у поставщика. Поставщик вычислил популярные товары и рассказал о них конкуренту магазина, а тот провел под эти товары рекламную акцию: скидки, ленточки, баннеры. Покупатели узнали и перешли к конкуренту.

Расследование из-за тайны

Штраф за нарушение условий коммерческой тайны не выглядит таким уж пугающим: всё-таки не так просто получить штраф с обидчика, и все это знают. Встряхнуть партнера можно рассказом, как компания будет доказывать факт нарушения условий.

Подходит любой процесс: можно собрать комиссию, предупредить о записи всех разговоров и выборочной проверке писем. Что угодно, лишь бы это смотрелось внушительно.

Задача — показать, что компания серьезно относится к коммерческой тайне. И если заметит неладное, готова потратить время и деньги на расследование. В договоре можно написать так:

Если заказчик заподозрил разглашение коммерческой тайны, он вправе:

  • проверить письма, сообщения и запись разговоров с корпоративного телефона и почты;
  • пригласить исполнителя на беседу для выяснения обстоятельств;
  • собрать экспертную комиссию из своих сотрудников, айти-специалистов, нотариуса и других специалистов при необходимости;
  • по итогам расследования составить акт и передать его в суд;

Идеально в договоре описать права партнера во время расследования. Иначе суд может сказать, что партнер ничего о проступке не знал и компания лишила его возможности оправдаться. Чтобы не рисковать, в договоре можно написать так:

Исполнитель вправе:

  • присутствовать на заседаниях экспертной комиссии;
  • дать письменные комментарии к акту по итогам расследования;
  • отказаться от участия в расследовании.

Для суда тоже пригодится описание служебного расследования и акт по его итогам. Такая проработка показывает, что компания заранее продумала план, просто так вину на партнера не вешает, а во всем разбирается.

В целом, подход к коммерческой тайне в договоре с партнером такой: чем подробнее и точнее всё опишете, тем меньше шансов, что партнер сольет ваши секреты. А если такое случится, будет возможность получить с него штраф.

Какие сведения составляют налоговую тайну?

Налоговую тайну составляют отдельные сведения, имеющиеся у налоговых органов о плательщиках налогов и сборов. В своих письмах Минфин неоднократно указывал на необходимость при выборе партнеров в бизнесе проявлять должную осмотрительность.

Но тем, кто обращается в налоговые органы с просьбами предоставить данные о том или ином юрлице, налоговики говорят о невозможности раскрытия информации, прикрываясь налоговой тайной.

Так какие же сведения относятся к налоговой тайне, каким образом эта информация должна охраняться, расскажем в этой статье.

  • Информация, защищаемая в режиме налоговой тайны, является конфиденциальной
  • Ответственность за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну
  • Какие сведения о компании не включаются в состав налоговой тайны (ИНН, среднесписочная численность и прочие)
  • Какие сведения налогоплательщика относятся к налоговой тайне
  • Являются ли налоговые декларации коммерческой тайной
  • Итоги

Соглашение о неразглашении с работниками

Соглашение о запрете разглашения коммерческой тайны обычно заключается с персоналом, допущенным к работе с КТ. Его нужно заключать обязательно с теми работниками, в трудовых договорах с которыми отсутствует условие о неразглашении. Например, с сотрудниками, которые наняты до введения защитного режима. С новыми работниками условие о неразглашении можно вносить в трудовой договор.

Вот образец соглашения. Оно подписывается между работником и руководителем организации, и выступает как приложение к трудовому договору. В нем можно отобразить любые условия, о которых стороны договорятся. Например, обязательство о неразглашении после увольнения, на протяжении определенного срока.

Аналогичное соглашение имеет смысл заключить и с партнерами-контрагентами, у которых доступ к информации, содержащей КТ, возник в силу договорных отношений.

Ответственность сотрудников за разглашение конфиденциальной информации

Ответственность сотрудников нельзя урегулировать соглашением, она уже урегулирована законом. Так, в случае разглашения сведений КТ, работодатель может:

  1. Уволить виновного работника на основании пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК.
  2. Взыскать причиненный в результате материальный ущерб через суд.
  3. Написать заявление в полицию. В зависимости от обстоятельств, тяжести совершенного проступка и квалификации, его могут привлечь к:
  • административной ответственности и оштрафовать на 5 тыс. рублей (ст. 13.14 КоАП);
  • уголовной ответственности по ч. 2 ст. 183 УК и назначить наказание вплоть до 2 лет лишения свободы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *