Судебная практика по изъятию земельных участков в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебная практика по изъятию земельных участков в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков и расположенных на них иных недвижимых объектов для публичных нужд возможно также в случае размещения на них объектов государственного или муниципального значения. Чтобы избежать расширительного толкования, ЗК РФ устанавливает исчерпывающий перечень таких объектов (подп. 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ в ред. Федерального закона от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ). Условием размещения данных объектов является отсутствие других вариантов возможного размещения.

Принцип исключительности при изъятии (выкупе) земельного участка для публичных нужд

Таким образом, законодатель закрепляет принцип исключительности, которым необходимо руководствоваться при решении вопроса об изъятии (выкупе) земельного участка для публичных нужд.

При обжаловании в суд ненормативных актов уполномоченных государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления об изъятии земельного участка заявители оспаривают либо наличие публичных нужд, либо соблюдение принципа исключительности, закрепленного законодательством.

Анализ судебно-арбитражной практики свидетельствует, что суды признают акты органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления незаконными, если изъятие земельных участков не соответствует принципу исключительности, определенному в ст. 49 ЗК РФ, и не подпадают под основания изъятия земельного участка, допускаемые указанной статьей и п. 3 ст. 63 ЗК РФ. В частности, распоряжение мэра г. Якутска об изъятии земельного участка признано судом недействительным, так как мэрией не доказано, что выкуп земельного участка с целью строительства детской площадки является исключительным случаем, предусмотренным ЗК РФ (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 августа 2005 г. N А58-5774/04-Ф02-3965/05-С1).

Принцип исключительности налагает на орган, принимающий решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд, обязанность доказать отсутствие возможных вариантов размещения предполагаемого объекта, кроме как на данном земельном участке. Этот вывод подтверждается и судебной практикой. В качестве примера можно привести следующее дело.

Основания для изъятия

Если лицо имеет землю на праве собственности, в наследуемом владении или в бессрочном пользовании, то оно должно знать – участок могут изъять, то есть “забрать” себе орган местного самоуправления, субъект РФ или государством в целом.

В стат. 49 ЗК РФ указаны правила и законы 2023 года относительно рассматриваемой тематики. Там сказано, что изъятие осуществляется только в исключительных случаях и при наличии следующих оснований:

  • если изъятие необходимо в соответствии с нормативными положениями международного договора РФ;
  • при необходимости строительства зданий, сооружений, построек и прочих объектов государственной, региональной или местной значимости (см. ниже);
  • при признании аварийного дома в качестве подлежащего сносу (п. 4 ч. 2 ст. 56.3. ЗК РФ);
  • в случае вынесения вердикта о создании либо же расширении границ особо охраняемой природной зоны (п. 1 ч. 2 стат. 56.3. ЗК РФ);
  • при необходимости проведения работ, связанных с недрами земли, в том числе, и добычи полезных ископаемых;
  • в иных случаях, установленных законодательством – например, если собственник пользуется землей не по целевому назначению или же с нарушением законодательства РФ (ст. 284, 285 ГК РФ).

Изъятие в связи со строительством важных объектов может осуществляться только в случае, если эти объекты являются:

  1. автомобильными трассами общефедерального, регионального, межмуниципального или местного значения;
  2. системами теплоснабжения, газоснабжения, электричества, горячего или холодного водоснабжения;
  3. относящимися каким-либо образом к сфере космической деятельности или атомной энергетики;
  4. оборонными комплексами, предназначенными для защиты государства;
  5. относящимися к железной дороге и всем, что с ней связано.

Основания изъятия земель

Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:

  1. При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
  2. Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
  3. Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
  4. Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
  5. Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
  6. Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
  • строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
  • проведения работ в рамках недропользования;
  • исполнение РФ международных обязательств;
  • в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
  • иные основания по законодательству РФ.
Читайте также:  Госпошлина за регистрацию иностранного гражданина в 2023 году

Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.

Изъятие земли для государственных нужд: компенсация собственнику

Строительство новых линейных сооружений, в том числе и дорог, затрагивает интересы собственников земельных участков. На случай реализации такого проекта в интересах Общества по заказу государства предусмотрено возмещение при изъятии земли у их правообладателей. Цена определена вполне объективная – рыночная. Это значит, что когда строится дорога, собственник получит N-ую сумму средств. Но так закону.

На самом деле сплошь и рядом встречаются ситуации, когда уже и дорога проложена, и все ею пользуются, а собственник земли остался ни с чем: ни денег, ни участка. Это может быть связано и с низкой квалификацией чиновников, и элементарной халатностью. Результат – нарушен порядок изъятия, нет возможности на законных основаниях оформить принудительный выкуп.

Не застрахованы от подобного развития событий собственники любых категорий участков: с/х, земли промышленности, земли населенных пунктов и др. Что делать в такой ситуации собственнику недвижимости? Можно продолжать терпеть убытки, потому что участок не используется по его первоначальному предназначению.

Если возместить убытки мирным путем не получилось, то отстоять права необходимо через суд. Для этого требуется собрать документы, подтверждающие фактическое изъятие земли, рассчитать рыночную стоимость участка, обосновать убытки и недополученную прибыль.

Судебная практика определения выкупной цены земельного участка, подлежащего изъятию

Прежде чем начать процесс определения стоимости возмещения за изъятый участок в пользу муниципалитета, необходимо определить вид разрешенного землепользования до момента начала процедуры изъятия земли. Стоимость земель различного целевого назначения разная, поэтому определяется размер компенсации или размер выкупа в каждом случае индивидуально.

Проблема судов состояла в том, что после начала процедуры изъятия земельного надела принудительно в пользу государства у собственника, могли быть внести изменения в кадастровый реестр в отношении категории земли и разрешенного вида землепользования с момента регистрации решения муниципалитета об изъятии земельного участка. Изменения могли вноситься с целью подготовки земельных участков для дальнейшего применения в муниципальных или государственных целях.

Решения судов опирались на данные о видах разрешенного землепользования, которые были присвоены участкам земли до момента начала процедуры изъятия в пользу государственных структур.

Что имеет значение при рассмотрении таких споров в суде

Во-первых, изучается в каком качестве изначально формировался исходный участок: как лесной или как нелесной. То есть зафиксированы ли в документах о первоначальном землеотводе данные о предоставлении лесного участка. Именно это определяет возможность применения закона №280-ФЗ о лесной амнистии.

Во-вторых, оценивается добросовестность приобретателя земельного участка — мог ли он догадаться, что покупает лесной участок. Вывод о добросовестности делается на основании следующего:

  • если в землеотводных документах есть указание на лес, то считается, что приобретатель понимал, что покупает лесной участок, и не вправе рассчитывать на «лесную» амнистию;
  • если участок визуально похож на лесной (лесная растительность, со всех сторон лес), то приобретатель тоже не будет считаться добросовестным.

В остальных случаях велика вероятность признания приобретателя земли добросовестным.

В-третьих, суд будет определять, законно ли установлена граница населенного пункта, если речь идет о землях населенных пунктов, так как очень часто граница установлена незаконно.

В-четвертых, важным моментом является выдача органами лесного хозяйства писем или согласований, свидетельствующих о том, что участок не является лесным. Если такие документы когда-либо выдавались, то они будут свидетельствовать в пользу добросовестности приобретателя участка.

Судебная практика земли сельхозназначения

ЛПХ на сельхоз землях с правом строительства дома это почти деревня, Это просто кадастровый квартал не подвинули а так у них часто такие же права. Не сравнить с дачей или снт. Могут дом признать жилым. И регистрироваться возможно бывает. Надо узнавать там у вас.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
ст. 6:
п. 3. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рационального использования земли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или значительное ухудшение экологической обстановки. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ, — см. предыдущую редакцию) . *6.3)
п. 4. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт дополнительно включен с 1 июля 2011 года Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ) .
Сейчас такая тенденция что суды начали рассматривать иски Администраций о признании права собственности на невостребованные земельные паи.

Читайте также:  Уведомление о контролируемой сделке: подавать или нет?

Порядок изъятия земли

Согласно статье № 279 ГК РФ, изъять землю для нужд государственного уровня можно лишь в порядке, который регламентирует ЗК РФ.

Но, при этом статья № 282 ГК РФ вводит весьма важное уточнение о том, что если собственник земли не заключает добровольный договор об изъятии (даже по причине своего нежелания отдавать землю), тогда данная земля изымается в принудительном порядке.

Данное требование является прямым противоречием статье № 8 Конституции РФ, так как нарушает принцип равнозначной защиты любой собственности в России.

Дело в том, что ни частное, ни юридическое лицо не могут подать судебный иск по поводу изъятия своей земли.

При изъятии участка собственник получает денежное возмещение (ст. № 281 ГК РФ). При этом заключается соглашение об изъятии земли для муниципальных нужд и государственных с указанием сроков, суммы возмещения и прочих условий.

Изъятие земли происходит в три этапа:

  1. Сначала осуществляется предупреждение землевладельца.
  2. Затем со стороны органов местного самоуправления, принимаются меры по изъятию надела.
  3. Далее происходит продажа земли: когда владелец, соглашаясь на продажу, осведомляет о своём решении местное самоуправление.

Закон об изъятии земель в 2022 году

При изъятии земли государство и муниципалитет руководствуются статьей 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Нормы статьи подробно регламентируют основания и условия изъятия земель из частной собственности.

Для выкупа земли с целью строительства или реконструкции объектов федерального или регионального значения необходимо:

  • чтобы объекты строительства были предусмотрены документами территориального планирования;
  • были утверждены проектами планировки территории.

Пунктом 2 статьи 56.3 предусмотрен перечень иных оснований для изъятия:

  • если принято решение о создании или увеличении площади особо охраняемой территории;
  • для выполнения международных обязательств;
  • для разработки недр;
  • признании жилого помещения аварийным.

Далее содержатся условия, которые должны быть соблюдены при изъятии:

  • принимать решение об изъятии земли для строительства или реконструкции объектов можно не позже чем в течение трех лет после утверждения документации;
  • решения об изъятии должны быть приняты компетентными органами.

Что делать жильцам, чья жилплощадь попала под данную программу?

Основным принципом реновации является предоставление равнозначной квартиры взамен старой.

Согласно пункту 20 статьи 6 постановления переселение собственников ветхих многоквартирных домов происходит в равнозначные новые квартиры по принципу «комната за комнату» в соответствии с техническими паспортами на квартиры, вне зависимости от количества проживающих.

При этом, собственникам жилищных помещений предоставляются новые квартиры в равнозначных по площади размерах, но не менее однокомнатной квартиры.

То есть, согласно постановлению акимата Алматы собственник должен будет получить равнозначную квартиру взамен собственной, которая отдается по проекту реновации.

Но бывают случаи, когда застройщик и акимат не могут в полной мере реализовать данный пункт по причине недостижения соглашения между сторонами, либо когда застройщик не хочет терять потенциальной выгоды при продаже квартиры обычным покупателям и передавать акимату по заниженной цене, а акимат не может выходить за рамки выделенных государством денежных средств.

Как производится изъятие земельных участков для государственных надобностей?

Основанием для принудительного изъятия является проведение исполнительными органами ряда предварительных мер основанных на генеральном плане застройки города.

Кроме того, с собственниками участков проводятся предварительные согласования стоимости участка, проведение оценочной экспертизы и т.д.

В последующем во исполнение обязательного порядка акимат направляет собственнику имущества уведомление о предстоящем принудительном изъятии имущества с указанием стоимости определенной отчетом об оценке рыночной стоимости.

В случае недостижения соглашения между сторонами о выкупной стоимости имущества данный вопрос подлежит разрешению в судебном порядке с исследованием оценочной стоимости заключений экспертов, предоставленных как со стороны истца, так и со стороны ответчика.

При этом, необходимо обратить внимание, что зачастую суды в итоге назначают судебную экспертизу, которая и является основополагающей для вынесения решения, об определении рыночной стоимости изымаемого участка.

Читайте также:  Получение лицензии на образовательную деятельность ИП

К примеру, в марте 2022 года суд №2 Ауэзовского района Алматы частично удовлетворил требования акима Алматы к владельцу земельного участка о принудительном отчуждении (выкупе) земельного участка и иного недвижимого имущества для государственных нужд, об определении цены за принудительно отчуждаемый земельный участок и жилой дом для последующей выплаты, о принудительном прекращении права собственности на земельный участок и жилой дом, о выселении.

Основанием для изъятия аким назвал генеральный план Алматы, утвержденный постановлением Правительства РК от 19.12.2002 г. № 1330, на основании постановления акимата Алматы. Ответчику вручили уведомление о предстоящем принудительном изъятии имущества.

Указывая на стоимость, определенную отчетом об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества, ответчику предлагали указанную сумму компенсации, однако договор выкупа не заключили, соглашение по выкупной цене стороны не достигли.

В целом ответчик не возражал против изъятия, однако был не согласен с предлагаемой суммой компенсации за принудительное изъятие для государственных нужд, он считал доводы акимата необоснованными, а сумму компенсации заниженной.

В этой связи ответчик самостоятельно принял меры по проведению оценки объекта недвижимости, согласно отчету рыночная стоимость изымаемого земельного участка с недвижимым имуществом, принадлежащего ответчику составила большую сумму, нежели предложенная акиматом города.

По результатам рассмотрения гражданского дела, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении требований акима Алматы и определил большую сумму компенсации, чем предложенная акиматом.

Сложившаяся судебная практика за последние годы показывает стабильность вынесенных судебных актов, а именно тенденцию удовлетворения требований акимов в части принудительного изъятия земельных участков. В подавляющем большинстве случаев спор касается вопросов стоимости изымаемого земельного участка и объекта недвижимости, расположенного на нем.

Новый порядок процедуры изъятия земель

Изъятие земли — формализованная процедура, свободная форма не допускается. Собственник должен помнить об этом и быть готовым защищать свои права при несоблюдении властью своих обязанностей.

В 2018 году изъятие включает несколько этапов:

  • вынесение на рассмотрение вопроса об изъятии территории для конкретных нужд;
  • поиск правообладателей;
  • вынесение постановления компетентной комиссией;
  • уведомление собственника;
  • подготовка соглашения;
  • отчуждение земли и регистрация перехода права.

Окончательное решение об изъятии земель

Как только правообладатели найдены и оповещены, заинтересованный в изъятии компетентный орган готовит документы для оформления окончательного решения в форме постановления.

Для вынесения постановления необходимы сведения:

  • о площади и местоположении изымаемых участков;
  • расположенных на земле недвижимых объектах;
  • сведения о документах, инициировавших процедуру.

Если находится в собственности

По закону существует возможность изъять земельный участок, который считается собственностью физ. лица. Но конфисковать его можно лишь в соответствии с порядком, который установлен официальными нормативными актами.

ВНИМАНИЕ! Процесс лишения участка лица, являющегося садоводом, огородником, дачником, определен положениями п. 2 ст.47 ФЗ от 15.04.1998 №66-ФЗ, а еще частью 3 ст.35 Конституции России, ст.44 ЗК, ст.284-287 ГК.

После изучения норм можно сделать определенные выводы:

  • Для того чтобы человека участка земли, должны быть обнаружены нарушения, которые совершены им специально и систематически. В качестве подобных нарушений могут выступить, к примеру, неиспользование в соответствии с прямым назначением участка земли, который принадлежит гражданину на основе правомочий собственности;
  • В качестве важнейшего условия конфискации участка, который находится в составе СНТ, выступает официальное уведомление владельца о том, что он совершает нарушения, которые могут стать причиной для изъятия;
  • Лишить правомочия собственности гражданина может только суд. Внесудебные процедуры не могут быть применены к таким правовым отношениям;
  • Вопрос о конфискации земельного участка может быть инициирован лишь уполномоченным госорганом или администрацией;
  • Конфисковать землю можно лишь на основе его продаже путем проведения торгов. Не разрешена передача земли СНТ в собственность третьему лицу. Заинтересованные граждане могут участвовать в торгах;
  • Запомните, не допускается конфискация земельного участка для СНТ в том случае, когда владелец не платит членские или иные взносы. Лишение членства не влияет на право собственности. Гражданин может стать индивидуальным садоводом;
  • СНТ не может лишить садовода земельного участка.

Выше записаны главные аспекты лишения садовода правомочия собственности в отношении участка земли.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *