Виды обращений в конституционный суд Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Виды обращений в конституционный суд Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Предварительное изучение обращения судьями. Стадия предварительного изучения является обязательной, перед принятием обращения к производству в Конституционном суде РФ, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 36 ФКЗ «О Конституционном суде» (вопросы международных договоров, вопросы обвинения Президенту и пр.). Назначение судьи, которому поручается предварительное изучение, осуществляется председателем Конституционного суда РФ. При этом Председатель руководствуется принципом равномерности нагрузки между судьями суда (часть 1 статьи 41 ФКЗ «О Конституционном суде», параграф 25 Регламента).

Судья, осуществляющий предварительное изучение обращения, уполномочен запрашивать у органов, должностных лиц и иных лиц предоставления информации, кроме предполагающей проведение исследований, проверок, экспертиз, и документов, необходимых для формирования позиции по обращению (часть 2 статьи 41 ФКЗ «О Конституционном суде»). Также судья имеет право обратиться в секретариат суда с целью изучения обращения структурным отделом (параграф 26 Регламента). Судья организует работу по выполнению своих поручений и соблюдению установленных сроков предварительного изучения обращений, находящихся у него в производстве. Срок предварительного изучения обращения не установлен, поэтому суд имеет здесь определенную процессуальную свободу.

Порядок назначения дела к слушанию. После предварительного изучения, обращение вносится судьей, проводившим изучение, в повестку дня заседания Конституционного суда РФ (параграф 28 Регламента). После проведения заседания, на котором принимается решение о принятии к рассмотрению, судом назначается судья-докладчик, который непосредственно занимается подготовкой дела к слушанию (статья 49 ФКЗ «О Конституционном суде», параграф 31 Регламента). Также судом решается вопрос о рассмотрении дела без проведения слушания или с проведением слушания, назначается дата проведения заседания по рассматриваемому делу. Секретариат Конституционного Суда направляет в средства массовой информации, а также размещает на официальном интернет-портале Конституционного Суда информацию о назначении дел к слушанию, а также о дате и времени начала их слушания (параграф 40 Регламента). Также в адрес участвующих сторон направляются все материалы и позиции противоположной стороны (параграф 42 Регламента).

Роль судьи-докладчика в подготовке дела к слушанию. По каждому рассматриваемому делу назначается судья-докладчик, как правило, изучавший ранее обращение на стадии предварительного изучения (параграф 31 Регламента). Роль судьи-докладчика особенно важна, поскольку именно от него зависит формирование позиции по делу, наличие необходимых материалов, заключений экспертов, консультаций специалистов (статья 49, 50 ФКЗ «О Конституционном суде», параграф 33 Регламента). Все требования, направляемые от имени судьи-докладчика или Конституционного суда РФ, подписываются судьей-докладчиком или Председателем (параграф 33 Регламента).

Как подавать жалобы в Конституционный Суд по новым правилам

18 декабря Юрист Ольга Подоплелова рассказала о новых правилах обращения в КС РФ. Вебинар «Жалоба в Конституционный Суд России. Как изменились правила» прошел на площадке медиагруппы Актион-МЦФЭР.

Президент подписал поправки в Закон о Конституционном СудеПосле официального опубликования документа судьи КС утратят право не только обнародовать свои особые мнения, но и публично ссылаться на них

Напомним, большая часть масштабных поправок в Закон о КС, принятых по инициативе президента, вступила в силу 9 ноября 2020 г.

По словам Ольги Подоплеловой, ст. 96 Закона о КС, регулирующая право на обращение в этот суд, в части надлежащих заявителей существенно не изменилась. Субъекты, которые сейчас прямо указаны в ней, и ранее могли обращаться в КС, пояснила юрист.

«Появились некоторые изменения, касающиеся тех лиц, которые могут действовать не в защиту своих прав, а в защиту прав других граждан или их объединений.

В первую очередь это коснулось института уполномоченных по различным группам прав», – добавила она.

Юрист напомнила, что ранее ст. 96 Закона о КС указывала на возможность граждан обжаловать закон, а какие именно акты подпадают под понятие закона, Суд решал самостоятельно. Теперь в этой норме закреплен исчерпывающий перечень нормативных актов, о конституционности которых можно поспорить:

  • федеральные конституционные и федеральные законы;
  • нормативные акты президента, Совета Федерации, Госдумы и правительства;
  • конституции, уставы, законы и другие нормативные акты субъекта РФ, если они изданы по вопросам совместного с Федерацией ведения или в рамках компетенции РФ.

Ольга Подоплелова также отметила, что прежняя редакция п. 2 ст. 97 Закона о КС была сформулирована предельно общим образом: жалоба признавалась допустимой, если закон применялся в конкретном деле, рассмотрение которого уже завершено в суде, а сама жалоба была подана в течение года «после рассмотрения дела в суде».

Каждое из слов этого пункта, по словам юриста, КС толковал в своей практике. «Существовала достаточно жесткая позиция о том, что такое “применение закона”, что такое “конкретное дело”.

И в разных ситуациях Конституционный Суд подходил по-разному к тем случаям, когда считать дело завершенным и, соответственно, откуда отсчитывать год», – рассказала юрист.

Какие документы нужно приложить к иску в Конституционный суд

К судебному обращению могут прикладываться следующие документы:

  • акт или постановление, которое необходимо проверить на соответствие положениям Конституции;
  • квитанцию об уплате пошлины (для физических лиц – 450 рублей, для представителей бизнеса – 6750 рублей);
  • если заявитель действует через представителя, то нужно предоставить нотариально заверенную доверенность с полным перечнем полномочий;
  • иные материалы, подтверждающие правоту позиции заявителя.
Читайте также:  Продажа гаража документы необходимые 2023 Москва

Документы, прилагаемые к иску, подаются в единственном экземпляре. Некоторые бумаги могут быть предоставлены в электронном виде, а не в письменном. Определенная категория лиц освобождается от уплаты пошлины при подаче жалобы. Среди них:

  • удостоенные звания Герой РФ или СССР;
  • бывшие заключенные концлагерей;
  • владельцы ордена Славы;
  • участники ВОВ.

Требования к обращению в суд

Подать абы какое заявление в КС РФ не получится. Требования к жалобе сформулированы в ФКЗ от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ. В первую очередь, обжаловать в КС можно лишь ту норму, которая была применена судами или иным органом. Если заявитель полагает что вот эта применённая норма, нарушает его конституционные права, он может обратиться в КС РФ.

Само обращение должно быть в письменном виде. Когда формировалась эта норма в ФКЗ, про Интернет мало кто думал. Другие требования не сильно отличаются от таковых к искам и т.п., подаваемым в другие суды. Тут ФИО заявителя, название суда и иные подобные сведения. Но есть и особые — это основания для обжалования, указанные в ФКЗ-1. Существуют требования и к прилагаемым документам. Указаны они в ст. 38 ФКЗ от 21.07.1994 г.

Жалоба в КС РФ подается через Секретариат Конституционного Суда, который подвергает полученную жалобу изучению на предмет выявления ошибок. Причем Конституционный суд, в отличие от судов первой инстанции, крайне не лоялен к ошибкам и неточностям в жалобе. Наличие лакун в оформлении влечет за собой отказ в приеме и возврат жалобы заявителю.

Жалоба, прошедшая проверку Секретариата, принимается к предварительному рассмотрению и передается судье Конституционного Суда для изучения.

После процедуры изучения, которая может длиться до 3 месяцев, Конституционный Суд назначает дело к рассмотрению на конкретную дату. Однако тот факт, что жалоба была принята, не означает, что она обязательно будет рассмотрена. В любой момент жалоба может быть снята с рассмотрения и возвращена заявителю.

Как следует обращаться в Конституционный Суд РФ?

Поскольку процедура обращения в Конституционный Суд достаточно сложна, прибегать к ней следует, когда остальные способы защиты прав уже исчерпаны.

Жалоба в Конституционный Суд РФ должна отвечать требованиям закона:

Набор требований к обращению в Конституционный Суд сформулирован в статье 37 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В числе основных требований упомянуты: указания на нормативный акта, подлежащего проверке и позиция заявителя по данному вопросу. В тексте жалобы в обязательном порядке должно быть указание на нарушенные конституционный права и свободы.

Хотелось бы акцентировать внимание на необходимости правильно и грамотно сформулировать текст жалобы. Сотрудники нашего Адвокатского бюро опираясь на обширный практический опыт и знание норм действующего законодательства, Конституции РФ, международных соглашений и принципов права готовы помочь сформулировать жалобу в Конституционный Суд.

После какой инстанции можно обратиться в Конституционный суд РФ?

О том, после какой инстанции можно обратиться в Конституционный суд РФ, соответствующий закон не содержит указаний. Однако, одним из оснований для обращения в Конституционный суд РФ является завершенность рассмотрения дела, т.е., что дело рассмотрено.

Согласно складывающейся практике, Конституционный суд РФ отказывает в принятии жалобы, если рассмотрение дела не завершено.

Как можно заметить из постановлений Конституционного суда РФ, кто-то обращается в данный суд после того, как дело рассмотрено Верховным судом РФ, а кто-то – после апелляционного решения суда. Гражданин может обратиться в Конституционный суд РФ после вынесения решения судом первой инстанции, но в этом случае необходимо будет, чтобы решение суда вступило в законную силу.

Целесообразнее обжаловать решения судов первой инстанции, а после вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции принимать решение о необходимости подачи жалобы в Конституционный суд РФ.

Размышления о конституционном судопроизводстве в России. Часть 1

1. Конституционный Суд России в своей практике довольно часто вынужден принимать к рассмотрению жалобы, где поднимаются вопросы, которые не должны были бы возникнуть в конституционном судопроизводстве как таковые, поскольку в них рассматриваются по сути не вопросы противоречия норм Конституции, а дефективности правоприменительной практики – порой лишь фрагментарной и не сопряженной с попытками заявителей обжаловать судебные акты в кассационной и надзорной инстанциях.

Говорить об этом необходимо, конечно, с поправкой на модели конституционной юстиции, однако, в данном контексте важно, что реализованная российская модель конституционного контроля допускает ситуации, когда обращение с жалобой в порядке конституционного судопроизводства de facto становится альтернативной кассационному и надзорному обжалованию судебных актов. Различного рода проявления дефективности (когда речь, скажем, не идет о применимом правовом подходе, где при разрешении дел затрагиваются материи политико-правового свойства, что собственно и должно в первую очередь разрешаться в рамках конституционного судопроизводства) должны устраняться на уровне судов кассационной и надзорной инстанций.

Так или иначе, сложно спорить с тем, что вопросы, которые разрешаются органом судебного конституционного контроля (как специализированным органом, что свойственно континентальной модели конституционной юстиции, так и «общим» судом, что свойственно иным моделям – англо-американской, иберийской) в целом очень наглядно характеризуют качество правоприменения. Справедливо утверждать, что характеризуют они и то, насколько в целом свободны суды в вопросах права, насколько они «юридически активны».

Однако, дефективность практики все же должна подлежать проверке на конституционность – но только при ее системном характере и, если таковая имеет место в практике высшей судебной инстанции, – такой подход совершенно релевантен континентальной модели конституционной юстиции, реализованной в России.

Для устранения дефектов правоприменения на иных уровнях существуют кассационный и надзорный порядки обжалования судебных актов, ровно как с этой же целью обобщается и систематизируется практика.

Хотя мировой опыт знает и механизмы «прямого» казуального конституционного контроля (к примеру, amparo, осуществляемого общими судами, что реализовано в латиноамериканской модели судебного конституционного контроля).

2. В этой связи, необходимо полагать, что нашедшая отражение в действующем регулировании формула допустимости конституционной жалобы является недостаточно жесткой.

Читайте также:  Какие есть программы для молодых семей в 2023 году

Критерии допустимости жалобы, как это определяется статьей 97 ФКЗ «О Конституционном Суде…», предполагают применение закона в конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде, при этом жалоба должна быть подана в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде.

Исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты

Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или, в случае если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый НПА, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с его применением, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав лица.

Например, таким исчерпанием не признается представление в Конституционный Суд РФ только решений судов первой и апелляционной инстанций.

Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого НПА, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого НПА, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (п. 3 ст. 97 Закона N 1-ФКЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2686-О).

Срок подачи жалобы в конституционный суд рф

Граждане и организации при самостоятельном обращении в Конституционный Суд РФ составляют заявление по правилам, установленным ст. 37 Закона о Конституционном Суде, и уплачивают государственную пошлину в порядке и размере. Жалоба на нарушение законом конституционных прав и свобод допустима, если: 1) закон затрагивает конституционные права и свободы граждан, организаций;

2) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Если жалоба недопустима Конституционный Суд РФ отказывает в принятии ее к рассмотрению. Если по предмету обращения Конституционным Судом РФ ранее были приняты решения, сохраняющие свою силу, то такая жалобы также признается недопустимой.

Как следует обращаться в Конституционный Суд РФ?

Поскольку процедура обращения в Конституционный Суд достаточно сложна, прибегать к ней следует, когда остальные способы защиты прав уже исчерпаны.

Жалоба в Конституционный Суд РФ должна отвечать требованиям закона:

Набор требований к обращению в Конституционный Суд сформулирован в статье 37 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». В числе основных требований упомянуты: указания на нормативный акта, подлежащего проверке и позиция заявителя по данному вопросу. В тексте жалобы в обязательном порядке должно быть указание на нарушенные конституционный права и свободы.

Хотелось бы акцентировать внимание на необходимости правильно и грамотно сформулировать текст жалобы. Сотрудники нашего Адвокатского бюро опираясь на обширный практический опыт и знание норм действующего законодательства, Конституции РФ, международных соглашений и принципов права готовы помочь сформулировать жалобу в Конституционный Суд.

Нужно ли платить пошлину при обращении в Конституционный Суд?

Да, при обращении в конституционный суд должна быть уплачена пошлина в размере, установленном ст. 333.23 НК РФ. Размер данной пошлины составляет 6 750 рублей для организации и 750 рублей для гражданина (физического лица).

Если проиграли суд: что делать? Обратиться в Конституционный Суд РФ

Проиграв дело во всех судебных инстанциях арбитражных судов или судов общей юрисдикции (вплоть до Верховного Суда РФ), проигравшая сторона зачастую полагает, что иных способов защитить свои права в судебном порядке у нее не осталось.

Между тем в некоторых случаях это не так.

Конституционный Суд РФ рассматривает дела по жалобам граждан и организаций на нарушение их конституционных прав законом (конкретной нормой закона), примененным в конкретном судебном деле.

Следует сразу сказать, что Конституционной Суд РФ не занимается рассмотрением дел по существу, оценкой имеющихся в деле доказательств, фактических обстоятельств дела, а он рассматривает исключительно вопрос о том, соответствует ли Конституции РФ сама норма права, которую применили арбитражные суды или суды общей юрисдикции в деле лица, обратившегося в Конституционный Суд, или не соответствует. В связи с этим обращаться в Конституционный Суд РФ имеет смысл не по всем категориям дел, а только по тем делам, в которых камнем преткновения явилась определенная норма закона.

Если Конституционный Суд РФ придет к выводу о том, что норма закона не соответствует Конституции РФ, то дело лица, обратившегося в Конституционный Суд РФ, будет подлежать пересмотру.

При этом важно отметить, что в Конституционном Суде РФ можно оспаривать не только буквальный текст закона, но и норму закона с учетом смысла, придаваемого ей судебной (правоприменительной) практикой.

Конституционный Суд РФ может признать саму норму закона (текст закона), примененную в конкретном деле, не противоречащей Конституции РФ, но применение (толкование) нормы судами в этом деле будет противоречить толкованию, данному Конституционным Судом РФ, в результате чего дело лица, обратившегося в Конституционный Суд РФ, также будет подлежать пересмотру.

Приведем примеры некоторых дел по жалобам организаций, рассмотренных Конституционным Судом РФ (далее – КС РФ) в 2020 году.

1. Постановление КС РФ от 12.05.2020 г. № 23-П.

ООО «Лысьва-теплоэнерго» обратилось в Арбитражный суд Пермского края с требованием о взыскании задолженности Муниципального бюджетного учреждения «Лысьвенский сельский водоканал» (ликвидировано учредителем) с учредителя данного бюджетного учреждения (т.е. за счет средств муниципальной казны).

Арбитражный суд отказал ООО «Лысьва-теплоэнерго» в удовлетворении требований, указав на то, что нормы гражданского законодательства (пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ) не предоставляют кредиторам ликвидированного бюджетного учреждения право обратиться к собственнику его имущества в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, вытекающим из гражданско-правовых договоров, за исключением обязательств, связанных с причинением вреда гражданам.

Читайте также:  Серия номеров в ГАИ Татарстан в 2023 году

По мнению ООО «Лысьва-теплоэнерго», оспариваемая норма гражданского законодательства противоречит Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ вынес постановление в пользу ООО «Лысьва-теплоэнерго».

КС РФ признал пункт 5 статьи 123.22 ГК РФ не соответствующим статьям 2, , 17 (часть 3), 19 (часть 1) и 35 (части 1-3) Конституции РФ (во взаимосвязи с ее статьями 34 и 55 (часть 3)), поскольку в системе действующего правового регулирования он исключает возможность привлечь к субсидиарной ответственности собственника имущества (учредителя) ликвидированного муниципального бюджетного учреждения по его обязательствам, вытекающим из публичного договора (включая договор теплоснабжения).

Решение арбитражного суда по делу ООО «Лысьва-теплоэнерго», принятое на основании пункта 5 статьи 123.22 ГК РФ, подлежит пересмотру.

Основанием к рассмотрению обращения является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положения статьи 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об ограничении прав граждан, курящих табак» (далее – Федеральный закон от 8.02.98).

Иванов И. И. (Истец) обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Маргарита» (Ответчик) о признании незаконным отказа в приеме на работу на должность начальника отдела продаж. Свое требование Истец мотивировал тем, что он соответствует всем требованиям, которые работодатель указал в объявлении о приеме на работу, размещенной в газете «Медный всадник». При отказе в приеме на работу представитель работодателя в качестве единственного основания отказа в приеме на работу назвал тот факт, что Истец ежедневно выкуривает 15-20 сигарет.

Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 28.04.10 по делу № 2-140/10 в иске Иванову И. И. отказано. Свой отказ суд мотивировал тем обстоятельством, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 8.02.98, граждане, потребляющие в день более 10 сигарет, подвергаются ограничениям в трудовых правах. Помимо прочего, они не вправе иметь в подчинении более 5 человек, а штат отдела продаж Ответчика согласно штатному расписанию, составляет 8 человек. В настоящее время на решение от 28.04.2010 г. подана кассационная жалоба в Воронежский областной суд.

По мнению Заявителя, вышеизложенный смысл статьи 16 Федерального закона от 8.02.98, придаваемый ему правоприменительной практикой, нарушает право заявителя на свободный труд (ст. 37 Конституции Российской Федерации), и принцип равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Как дойти до главного суда?

Жалобы на власть принимаются

Как записано в Законе «О Конституционном Суде» такой орган нужен для «защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации».

Все полномочия этого суда, прописаны в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации». Дела, которые разрешает этот суд, самые серьезные — о соответствии Конституции страны принимаемых федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ и других нормативных документов. А еще Конституционный Суд разрешает споры о компетенции между разными органами государственной власти. Кроме очень высоких инстанций в такой суд могут идти и обычные граждане. Именно в Конституционном Суде разрешаются дела по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Но весь перечень вопросов, которые решаются в Конституционном Суде, прописан в статье 3 Федерального конституционного закона.

Надо особо подчеркнуть, чтобы наши читатели обратили на это внимание — Конституционный Суд решает исключительно вопросы права. Он воздерживается от установления и исследования, как пишут юристы, «фактических обстоятельств» в тех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или других органов. Это говорит о том, что Конституционный Суд никогда не подменяет обычный суд и нельзя пойти в Конституционный Суд для решения спора с соседкой по даче или разделе имущества при разводе.

Не забудьте подписать

Обращение в Конституционный Суд бывает в форме запроса, ходатайства или жалобы. Основанием к тому, что суд примет ваше дело, является неопределенность вот в каком вопросе — соответствует ли Конституции РФ тот или другой нормативный акт или часть этого акта. Под актом надо понимать закон или изданный Правительством документ, или инструкцию какого-либо ведомства.

Обращение отправляется в суд, то есть должно быть написано на бумаге с подписями самого заявителя, одного или несколькими.

Сколько ждать ответа

Решение о принятии жалобы человека к рассмотрению принимается Конституционным Судом на пленарном заседании не позднее одного месяца после того, как закончится предварительное изучение его жалобы судьей этого суда. Об этом, заявителю, естественно, сообщают.

Бывают случаи, когда рассмотреть дело надо очень быстро. Про такие дела говорят, что случай не терпит отлагательств. В такой ситуации Конституционный Суд может обратиться к соответствующим органам или должностным лицам с предложением приостановить действие оспариваемого документа или, скажем, процесса вступления в силу международного договора РФ до того момента, пока Конституционный Суд не закончит рассмотрение заявления.

Производство по делу прекращается…

Конституционный Суд РФ может вынести решение — отказать в принятии обращения. Это бывает в тех случаях, когда решение поставленного в заявлении вопроса не подведомственно Конституционному Суду. Если не соответствует требованиям закона. А еще если по предмету обращения Конституционный Суд раньше уже принимал постановление и оно сохраняет свою силу.

В том случае, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу рассмотрения или в период рассмотрения дела уже начатого судом, производство тоже может быть прекращено.

В этом правиле есть исключения. Если действием акта, пусть и отмененного или утратившего силу были нарушены конституционные права и свободы граждан, то дело все равно будет рассмотрено.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *